Вернуться к МО учителей

Русский язык и литература

Рекомендации по подготовке к ЦТ по русскому языку.

Выполнение тестовых заданий требует применения базовых теоретических знаний, а именно знания:

— фонетической системы русского языка;

— морфемного состава слова и основных способов словообразования;

— лексического и фразеологического состава русского языка;

— морфологии (морфологические категории разных частей речи);

— синтаксиса (виды синтаксической связи слов в словосочетании, типы сказуемых, главные и второстепенные члены предложения);

— видов простых и сложных предложений;

— стилистических ресурсов и изобразительно – выразительных средств языка.

В тесте проверяются следующие умения:

— распознавать в слове орфограмму по ее признакам;

— находит в предложении смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

— определять, какое правило необходимо применить в том или ином случае;

— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

— правильно ставить ударение и находить ошибочные произносительные варианты;

— видеть нарушения лексических и грамматических норм;

— определять стилистическую принадлежность текста по стилеобразующим языковым средствам;

— определять виды связи в предложении словосочетании;

— определять средства связи между предложениями в тексте;

— выбирать наиболее подходящую по смыслу и стилю лексическую или грамматическую единицу из парадигматического ряда;

— определять, в каком словарном значении употреблено многозначное слово в тексте;

— определять слово, употребленное в переносном значении;

— разбирать слово по составу и с точки зрения словообразования;

— квалифицировать языковые явления (морфологически, синтаксические и др.)

а также навыки анализа текста с точки зрения тематического, композиционного и стилистического единства.

Уважаемый выпускник!

Для того чтобы успешно выполнить задания теста, Вам следует

— спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании;

— рационально использовать отведенное на выполнение заданий время: сначала выполнить те задания, которые кажутся простыми, затем заниматься более сложными;

— не спешить с выполнением, внимательно прочитать условие задания;

— четко вносить ответы в специальный бланк, не спешить заполнять его сразу, лучше это сделать после проверки выполнения;

— не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

— полезно заранее смоделировать и «проиграть» ситуацию на экзамене: поставьте перед собой часы и заметьте время, которое Вы потратите на выполнение задания, аналогичного предлагаемому на тестировании;

— помните: успешность выполнения тестовых заданий Вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.

 

Рекомендации по подготовке к контрольной работе

Для 5-9 классов:

— больше читать дополнительной литературы, в том числе и по другим предметам;

-довести до автоматизма знание правил и умение ими пользоваться;

-для подготовки к урокам обязательно чтение параграфа, выполнение упражнений, повторение правил, которые вызывают затруднения при выполнении упражнений.

Обучение в 10-11 классах нацелено на повторение и закрепление пройденного материала. Ограниченное количество часов не даёт возможности повысить качество знаний учащегося без самостоятельной работы (т.е. подготовка к уроку — это не только чтение параграфа и выполнение домашнего упражнения, но и обязательное повторение правил, которые вызывают затруднения при выполнении этого упражнения).

При отсутствии учащегося на уроке он должен самостоятельно по учебнику изучить материал, поработать с вопросами, использовать дополнительную литературу. Также частые опоздания на урок дестабилизируют учащихся, рассеивают внимание, отвлекают.

В 10 классе учащимся рекомендуется как можно больше уделять внимания самообразованию, самостоятельной работе, самоанализу (т.е. важно понимать, какой материал вызывает затруднения, где можно найти дополнительную литературу по этим вопросам, как ликвидировать пробелы в знаниях).

Методические разработки: