Рекомендации по подготовке к ЦТ по русскому языку.
Выполнение тестовых заданий требует применения базовых теоретических знаний, а именно знания:
— фонетической системы русского языка;
— морфемного состава слова и основных способов словообразования;
— лексического и фразеологического состава русского языка;
— морфологии (морфологические категории разных частей речи);
— синтаксиса (виды синтаксической связи слов в словосочетании, типы сказуемых, главные и второстепенные члены предложения);
— видов простых и сложных предложений;
— стилистических ресурсов и изобразительно – выразительных средств языка.
В тесте проверяются следующие умения:
— распознавать в слове орфограмму по ее признакам;
— находит в предложении смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
— определять, какое правило необходимо применить в том или ином случае;
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
— правильно ставить ударение и находить ошибочные произносительные варианты;
— видеть нарушения лексических и грамматических норм;
— определять стилистическую принадлежность текста по стилеобразующим языковым средствам;
— определять виды связи в предложении словосочетании;
— определять средства связи между предложениями в тексте;
— выбирать наиболее подходящую по смыслу и стилю лексическую или грамматическую единицу из парадигматического ряда;
— определять, в каком словарном значении употреблено многозначное слово в тексте;
— определять слово, употребленное в переносном значении;
— разбирать слово по составу и с точки зрения словообразования;
— квалифицировать языковые явления (морфологически, синтаксические и др.)
а также навыки анализа текста с точки зрения тематического, композиционного и стилистического единства.
Уважаемый выпускник!
Для того чтобы успешно выполнить задания теста, Вам следует
— спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании;
— рационально использовать отведенное на выполнение заданий время: сначала выполнить те задания, которые кажутся простыми, затем заниматься более сложными;
— не спешить с выполнением, внимательно прочитать условие задания;
— четко вносить ответы в специальный бланк, не спешить заполнять его сразу, лучше это сделать после проверки выполнения;
— не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
— полезно заранее смоделировать и «проиграть» ситуацию на экзамене: поставьте перед собой часы и заметьте время, которое Вы потратите на выполнение задания, аналогичного предлагаемому на тестировании;
— помните: успешность выполнения тестовых заданий Вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.
Рекомендации по подготовке к контрольной работе
Для 5-9 классов:
— больше читать дополнительной литературы, в том числе и по другим предметам;
-довести до автоматизма знание правил и умение ими пользоваться;
-для подготовки к урокам обязательно чтение параграфа, выполнение упражнений, повторение правил, которые вызывают затруднения при выполнении упражнений.
Обучение в 10-11 классах нацелено на повторение и закрепление пройденного материала. Ограниченное количество часов не даёт возможности повысить качество знаний учащегося без самостоятельной работы (т.е. подготовка к уроку — это не только чтение параграфа и выполнение домашнего упражнения, но и обязательное повторение правил, которые вызывают затруднения при выполнении этого упражнения).
При отсутствии учащегося на уроке он должен самостоятельно по учебнику изучить материал, поработать с вопросами, использовать дополнительную литературу. Также частые опоздания на урок дестабилизируют учащихся, рассеивают внимание, отвлекают.
В 10 классе учащимся рекомендуется как можно больше уделять внимания самообразованию, самостоятельной работе, самоанализу (т.е. важно понимать, какой материал вызывает затруднения, где можно найти дополнительную литературу по этим вопросам, как ликвидировать пробелы в знаниях).
Методические разработки:
- Упражнения на понимание текста
- Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей
- Упражнения на упорядочение элементов рассуждения
- Комбинированные упражнения на литературоведческие темы