Родительский университет

ПОЛОЖЕНИЕ
о «Родительском университете»
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 2 г. Могилева»

1.Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Могилева».

1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи «Родительского университета»

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;

повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;

овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;

актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;

развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

  1. Организационная структура «Родительского университета»

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;

для родителей учащихся V-IX классов – «Мой ребёнок – подросток»;

для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:

прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Ожидаемые результаты

4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов

Темы занятий Дата проведения Ответственные
1-е классы
1 Адаптация учащихся в 1-м классе.

Помощь ребенку в адаптации к школе. Режим дня школьника. Организация режима дня школьника.

22.09.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 1-х классов

2 Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. 23.11.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 1-х классов

3 Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Значение примера родителей в воспитании ребенка.

25.01.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 1-х классов

4 Положительные эмоции в жизни школьника. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка 25.04.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 1-х классов

2-е классы
1 Как родители могут помочь ребенку учиться. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. 20.10.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 2-х классов

2 Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья 21.12.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 2-х классов

3 Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. 22.02.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 2-х классов

4 Трудовое воспитание детей в семье. Как научить современного ребенка трудиться 26.04.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 2-х классов

3-е классы
1 Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Влияние оценки на самооценку учащихся. 28.10.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 3-х классов

2 Психологические и физиологические особенности третьеклассников. 30.11.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 3-х классов

3 Здоровая семья – здоровый ребенок. 22.02.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 3-х классов

4 Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви 23.05.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 3-х классов

4-е классы
1 Ребенок и компьютер. 21.09.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 4-х классов

2 Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. 29.11.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 4-х классов

3 Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. 26.01.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 4-х классов

4 Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка 19.04.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 4-х классов

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов

Темы занятий Дата проведения Ответственные
5-е классы
1 Адаптация ребенка 5-классника. Трудности адаптации пятиклассников к школе. 27.09.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 5-х классов

2 Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. 24.11.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 5-х классов

3 Ваш ребенок вырос. Трудности и риски младшего подросткового возраста 16.02.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 5-х классов

4 Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье. 17.05.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 5-х классов

6-е классы
1 Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. 19.10.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

классные руководители 6-х классов

2 Профилактика проблемного поведения подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. 22.12.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 6-х классов

3 Безопасность подростков в сети Интернет. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. 12.03.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 6-х классов

4 Трудности переходного возраста. Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? 15.04.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 6-х классов

7-е классы
1 Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте 27.10.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 7-х классов

2 Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. 22.12.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 7-х классов

3 Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Родительский авторитет. 22.02.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 7-х классов

4 Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. 20.05.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 7-х классов

8-е классы
1 Жизненные цели подростков. Успеваемость в школе как один из факторов родительского контроля. 27.10.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 8-х классов

2 Как уберечь подростка от насилия. Противоправное поведение несовершеннолетних. 22.12.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 8-х классов

3 Осторожно: суицид. Профилактика суицидального поведения. 22.03.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 8-х классов

4 . Культура поведения в конфликтных ситуациях. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. 24.05.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 8-х классов

9 классы
1 Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения 20.10.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 9-х классов

2 Агрессия, её причины и последствия. Интернет-зависимость: пути преодоления. 19.12.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 9-х классов

3 Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. 23.02.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 9-х классов

4 Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию. 24.05.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 9-х классов

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X класса

Темы занятий Дата проведения Ответственные
10-е классы
1 Здоровье — это жизнь.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

26.10.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 10-х классов

2 Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников.

22.12.2023 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 10-х классов

3 Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья 21.03.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 10-х классов

4 Закон и ответственность несовершеннолетних. Родительский контроль несовершеннолетних в свободное время. 23.05.2024 Никифорова А.М., педагог-психолог,

Башаримова И.С., педагог социальный

классные руководители 10-х классов