ПОЛОЖЕНИЕ
о «Родительском университете»
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 2 г. Могилева»
1.Общие положения
1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Могилева».
1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
- Цель и задачи «Родительского университета»
2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
- Организационная структура «Родительского университета»
3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
для родителей учащихся V-IX классов – «Мой ребёнок – подросток»;
для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:
прямые:
лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
дистанционные:
вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Ожидаемые результаты
4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ | Темы занятий | Дата проведения | Ответственные |
1-е классы | |||
1 | Адаптация учащихся в 1-м классе.
Помощь ребенку в адаптации к школе. Режим дня школьника. Организация режима дня школьника. |
22.09.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 1-х классов |
2 | Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. | 23.11.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 1-х классов |
3 | Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
25.01.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 1-х классов |
4 | Положительные эмоции в жизни школьника. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | 25.04.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 1-х классов |
2-е классы | |||
1 | Как родители могут помочь ребенку учиться. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. | 20.10.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 2-х классов |
2 | Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | 21.12.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 2-х классов |
3 | Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. | 22.02.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 2-х классов |
4 | Трудовое воспитание детей в семье. Как научить современного ребенка трудиться | 26.04.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 2-х классов |
3-е классы | |||
1 | Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Влияние оценки на самооценку учащихся. | 28.10.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 3-х классов |
2 | Психологические и физиологические особенности третьеклассников. | 30.11.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 3-х классов |
3 | Здоровая семья – здоровый ребенок. | 22.02.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 3-х классов |
4 | Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | 23.05.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 3-х классов |
4-е классы | |||
1 | Ребенок и компьютер. | 21.09.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 4-х классов |
2 | Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. | 29.11.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 4-х классов |
3 | Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. | 26.01.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 4-х классов |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка | 19.04.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 4-х классов |
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов
№ | Темы занятий | Дата проведения | Ответственные |
5-е классы | |||
1 | Адаптация ребенка 5-классника. Трудности адаптации пятиклассников к школе. | 27.09.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 5-х классов |
2 | Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. | 24.11.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 5-х классов |
3 | Ваш ребенок вырос. Трудности и риски младшего подросткового возраста | 16.02.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 5-х классов |
4 | Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье. | 17.05.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 5-х классов |
6-е классы | |||
1 | Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. | 19.10.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
классные руководители 6-х классов |
2 | Профилактика проблемного поведения подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | 22.12.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 6-х классов |
3 | Безопасность подростков в сети Интернет. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. | 12.03.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 6-х классов |
4 | Трудности переходного возраста. Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? | 15.04.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 6-х классов |
7-е классы | |||
1 | Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте | 27.10.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 7-х классов |
2 | Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. | 22.12.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 7-х классов |
3 | Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Родительский авторитет. | 22.02.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 7-х классов |
4 | Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. | 20.05.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 7-х классов |
8-е классы | |||
1 | Жизненные цели подростков. Успеваемость в школе как один из факторов родительского контроля. | 27.10.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 8-х классов |
2 | Как уберечь подростка от насилия. Противоправное поведение несовершеннолетних. | 22.12.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 8-х классов |
3 | Осторожно: суицид. Профилактика суицидального поведения. | 22.03.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 8-х классов |
4 | . Культура поведения в конфликтных ситуациях. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. | 24.05.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 8-х классов |
9 классы | |||
1 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения | 20.10.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 9-х классов |
2 | Агрессия, её причины и последствия. Интернет-зависимость: пути преодоления. | 19.12.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 9-х классов |
3 | Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. | 23.02.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 9-х классов |
4 | Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию. | 24.05.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 9-х классов |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X класса
№ | Темы занятий | Дата проведения | Ответственные |
10-е классы | |||
1 | Здоровье — это жизнь.
Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. |
26.10.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 10-х классов |
2 | Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников. |
22.12.2023 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 10-х классов |
3 | Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья | 21.03.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 10-х классов |
4 | Закон и ответственность несовершеннолетних. Родительский контроль несовершеннолетних в свободное время. | 23.05.2024 | Никифорова А.М., педагог-психолог,
Башаримова И.С., педагог социальный классные руководители 10-х классов |