УМО учителей русского языка и литературы

Учебно-методическое объединение учителей

русского языка и литературы

 

Артюнян Светлана Николаевна – учитель русского языка и литературы

Дракина Ольга Николаевна – учитель русского языка и литературы

Сергеева Наталья Аркадьевна – учитель русского языка и литературы

Бунос Анастасия Владимировна – учитель русского языка и литературы

 

 

План работы учебно-методического объединения учителей

русского языка и литературы

на 2025/2026 учебный год

 

Заседание УМО №4 (август)

Тема: «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2025/2026 учебном году».

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.

Вопросы для обсуждения:

Научно-методический блок:

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2025/2026учебном году: образовательный стандарт общего среднего образования; изменения в учебной программе по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для X классов; новые учебно-методические пособия по русскому языку и литературе для учителей, методические публикации в предметных научно-методических журналах «Русский язык и литература».

Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса.

Правила безопасности организации образовательного и воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

Электронные приложения к учебным пособиям по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», размещенные на интернет-ресурсе «Профильное обучение» (http://profil.adu.by): целевое назначение, возможности использования при изучении соответствующих учебных предметов в X и XI классах на повышенном уровне.

  1. Анализ УМО за 2024/2025 учебный год, результаты ЦЭ и ЦТ.
  2. Анализ результатов экзамена по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования.
  3. Подготовка учащихся к централизованному экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на IIIступени общего среднего образования.
  4. Правила безопасности организации образовательного и воспитательного процессов в учреждении общего среднего образования.
  5. Организация и проведение факультативных, поддерживающих, стимулирующих занятий и занятий на платной основе.
  6. Содержание работы учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы в 2025/2026 учебном году.

Практический блок:

  1. Анализ результатов ЦЭ и ЦТ по учебному предмету «Русский язык» за 2024/2025 учебный год, разбор типичных ошибок, допускаемых учащимися, выяснение причин.
  2. Обновление банка данных и высокомотивированных учащихся.
  3. Организация работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению: подготовка к олимпиадам, научно-исследовательской деятельности, творческим конкурсам. Организация работы со слабоуспевающими учащимися: диагностика, планирование работы, организация поддерживающих занятий.
  4. Подготовка материалов к первому этапу республиканской олимпиады по предмету.

 

Заседание УМО № 1 (ноябрь)

Тема: «Понятие функциональной грамотности. Методы формирования функциональной грамотности».

Форма проведения: семинар-практикум

Вопросы для обсуждения:

Научно-методический блок:

  1. Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
  2. Оценка результатов процесса формирования функциональной грамотности у учащихся.
  3. Подготовка учащихся к репетиционному Национальному исследованию качества образования.

Практический блок:

  1. Анализ заданий на формирование читательской грамотности, изучение алгоритма построения заданий.
  2. Проектирование заданий по формированию читательской грамотности.
  3. Анализ результатов Iчетверти, анализ результатов первого и второго этапа республиканской олимпиады по русскому языку и литературе.
  4. Разработка плана мероприятий предметной недели.

 

 

Заседание УМО № 2 (январь)

Тема: «Воспитательный потенциал учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» для формирования личности учащегося как патриота и гражданина, его нравственных качеств».

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

Научно-методический блок:

  1. Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития и воспитания личности учащихся, формирования у них системы социально одобряемых ценностей, гражданской ответственности и патриотизма.
  2. Организация работы с одаренными учащимися через олимпиадное движение и исследовательскую деятельность.
  3. Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Практический блок:

  1. Проектирование учебных занятий, направленных на развитие нравственных качеств, реализацию воспитательного потенциала.
  2. Организация работы с одаренными учащимися через олимпиадное движение и исследовательскую деятельность.
  3. Организация поддержки учащимся в профессиональном самоопределении.

 

Заседание УМО № 3 (март)

Тема: «Проектирование современного урока с позиции системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием активных и интерактивных методов обучения».

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

Научно-методический блок:

  1. Современный урок как триединство обучения, воспитания, развития.
  2. Использование навыков аналитической работы с текстом на уроках русского языка и литературы для формирования критического и креативного мышления, эмоционального и социального интеллекта учащихся.
  3. Использование цифровых технологий для организации образовательного процесса, в том числе технологий искусственного интеллекта.
  4. Предварительный анализ работы УМО учителей русского языка и литературы за 2025/2026 год.

Практический блок:

  1. Проектирование современного урока с использованием активных и интерактивных методов обучения.
  2. Анализ итогов 2-го и 3-го этапа репетиционного тестирования и организация коррекционной работы с каждым учащимся согласно его результатам.