Учебно-методическое объединение учителей
русского языка и литературы
Артюнян Светлана Николаевна – учитель русского языка и литературы
Дракина Ольга Николаевна – учитель русского языка и литературы
Сергеева Наталья Аркадьевна – учитель русского языка и литературы
Бунос Анастасия Владимировна – учитель русского языка и литературы
План работы учебно-методического объединения учителей
русского языка и литературы
на 2025/2026 учебный год
Заседание УМО №4 (август)
Тема: «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2025/2026 учебном году».
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2025/2026учебном году: образовательный стандарт общего среднего образования; изменения в учебной программе по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для X классов; новые учебно-методические пособия по русскому языку и литературе для учителей, методические публикации в предметных научно-методических журналах «Русский язык и литература».
Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса.
Правила безопасности организации образовательного и воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования.
Электронные приложения к учебным пособиям по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», размещенные на интернет-ресурсе «Профильное обучение» (http://profil.adu.by): целевое назначение, возможности использования при изучении соответствующих учебных предметов в X и XI классах на повышенном уровне.
- Анализ УМО за 2024/2025 учебный год, результаты ЦЭ и ЦТ.
- Анализ результатов экзамена по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования.
- Подготовка учащихся к централизованному экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на IIIступени общего среднего образования.
- Правила безопасности организации образовательного и воспитательного процессов в учреждении общего среднего образования.
- Организация и проведение факультативных, поддерживающих, стимулирующих занятий и занятий на платной основе.
- Содержание работы учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы в 2025/2026 учебном году.
Практический блок:
- Анализ результатов ЦЭ и ЦТ по учебному предмету «Русский язык» за 2024/2025 учебный год, разбор типичных ошибок, допускаемых учащимися, выяснение причин.
- Обновление банка данных и высокомотивированных учащихся.
- Организация работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению: подготовка к олимпиадам, научно-исследовательской деятельности, творческим конкурсам. Организация работы со слабоуспевающими учащимися: диагностика, планирование работы, организация поддерживающих занятий.
- Подготовка материалов к первому этапу республиканской олимпиады по предмету.
Заседание УМО № 1 (ноябрь)
Тема: «Понятие функциональной грамотности. Методы формирования функциональной грамотности».
Форма проведения: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
- Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
- Оценка результатов процесса формирования функциональной грамотности у учащихся.
- Подготовка учащихся к репетиционному Национальному исследованию качества образования.
Практический блок:
- Анализ заданий на формирование читательской грамотности, изучение алгоритма построения заданий.
- Проектирование заданий по формированию читательской грамотности.
- Анализ результатов Iчетверти, анализ результатов первого и второго этапа республиканской олимпиады по русскому языку и литературе.
- Разработка плана мероприятий предметной недели.
Заседание УМО № 2 (январь)
Тема: «Воспитательный потенциал учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» для формирования личности учащегося как патриота и гражданина, его нравственных качеств».
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
- Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития и воспитания личности учащихся, формирования у них системы социально одобряемых ценностей, гражданской ответственности и патриотизма.
- Организация работы с одаренными учащимися через олимпиадное движение и исследовательскую деятельность.
- Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Практический блок:
- Проектирование учебных занятий, направленных на развитие нравственных качеств, реализацию воспитательного потенциала.
- Организация работы с одаренными учащимися через олимпиадное движение и исследовательскую деятельность.
- Организация поддержки учащимся в профессиональном самоопределении.
Заседание УМО № 3 (март)
Тема: «Проектирование современного урока с позиции системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием активных и интерактивных методов обучения».
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
- Современный урок как триединство обучения, воспитания, развития.
- Использование навыков аналитической работы с текстом на уроках русского языка и литературы для формирования критического и креативного мышления, эмоционального и социального интеллекта учащихся.
- Использование цифровых технологий для организации образовательного процесса, в том числе технологий искусственного интеллекта.
- Предварительный анализ работы УМО учителей русского языка и литературы за 2025/2026 год.
Практический блок:
- Проектирование современного урока с использованием активных и интерактивных методов обучения.
- Анализ итогов 2-го и 3-го этапа репетиционного тестирования и организация коррекционной работы с каждым учащимся согласно его результатам.















































































