Рекомендации педагога-психолога по подготовке к экзаменам
Уважаемый выпускник! Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
Напряжение нарастает из-за:
- высокой личной значимости будущего поступления в учреждение высшего образования – обучение в учреждении высшего образования связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.;
- возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.;
- неопределенности конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания;
- необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе;
- дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки;
- постоянного накопления эмоционального напряжения – эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности;
- высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания. У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.
Подготовка к экзаменам (рекомендации учащимся)
Как же научиться, психологически правильно, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами.
- Заблаговременно ознакомьтесь с правилами и процедурой экзамена – это снимет эффект неожиданности на экзамене.
- Помните, что чем раньше Вы начнете подготовку к экзаменам, тем лучше. Важно продумать порядок подготовки, составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
- Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
- Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
- При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
- Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
- Определите для себя, как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
- Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную. Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
- При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
- Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях. Старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
- Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросы хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
- Научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
- Обязательно посетите консультацию к экзамену, приходите на нее, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.
Накануне экзамена
- Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
- Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
- Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
- Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать. Ночной сон должен быть не менее 9 часов для полноценного отдыха и обновления сил.
- Воздержитесь от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться.
- В день сдачи экзамена важно хорошо позавтракать, аперед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.
- На экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой или минеральной воды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия и натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Лучше воздержаться от употребления сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду. Немаловажным является выбор одежды для экзамена, она не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.
- Перед выходом из дома проверьте все ли необходимое для экзамена вы взяли с собой (ручки, простые карандаши, ластик, линейку, циркуль), для повторения перед экзаменом можно взять учебные материалы.
На экзамене
- Не пожалейте двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомните о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подышите, успокойтесь. Вот и хорошо!
- Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, но для вас легче.
- Прочитайте внимательно вопрос. Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условия задания «по первым словам» и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы немного успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ.
- Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив ее, можно вернуться к первой.
- Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
- Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
- Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
- Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку своей работы. На устном экзамене послушайте, о чем спрашивает преподаватель ваших одноклассников, вопросы могут повторяться.
Подготовка к экзаменам (рекомендации родителям)
- Оказывайте своему ребенку психологическую поддержку. Она является важнейшим фактором, определяющим успешность ребенка при сдаче экзаменов. Психологическая поддержка — это процесс, при котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ему поверить в свои способности, избежать ошибок, поддерживает в случае неудач. Поддерживать ребенка — значит верить в него.
- Помните, что Ваш ребенок сдает экзамены, поэтому оградите его от своих переживаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, транслируя ему собственное состояние. Это могут быть фразы типа: «Я боюсь за тебя на экзамене, у меня на душе неспокойно» и пр. Ребенку всегда передается волнение родителей. Сами взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, а вот ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
- Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и предлагает свою помощь. Интересуйтесь у ребенка, что за сегодня сделано, легко было или тяжело, какие возникают трудности.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме Вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Не позволяйте ребенку заниматься по ночам. Заканчивать занятия необходимо не позднее 22.00. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к экзаменам. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.
- Родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться своим временем и силами при подготовке к экзаменам. Вместе составьте план по подготовке. Помогите ребенку распределить темы по дням. Любые занятия по подготовке к экзаменам нужно начинать не с самого трудного, а с того, что хорошо знакомо, дает положительные эмоции и создает положительный настрой, создаст ситуацию успешности.
- В выходные дни, когда Вы никуда не спешите, устройте ребенку репетицию экзамена, особенно устного. В конце проговорите с ребенком его ощущения, которые возникли при домашнем экзамене.
- Дома у ребенка должно быть удобное место для занятий, возможность уединиться, а также возможность при желании прилечь, расслабиться. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал ему.
- Старайтесь обеспечить ребенка полноценным питанием, которое должно быть регулярным, не менее 5 раз в день. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.
- Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая, энергетиков), нервная система перед экзаменом и так напряжена. Привычка к употреблению успокаивающих или стимулирующих средств может закрепиться и способствовать формированию зависимости от искусственного стимулирования нервной системы.
- Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен — это придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Помните, что перед экзаменами дети становятся особенно мнительными и тревожными, попытайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случае не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребенок сдаст не так, как Вы рассчитывали. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребенка: ты сдашь экзамены — и мы поедем отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы и т.д.
Успеха вам и отличных результатов!