Молодому учителю

Учитель — это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.Сегодня, как и во все века, учитель — это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» — именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа — это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами — вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе — дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.

Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, «педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни». Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них — мастер своего дела.

Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.

ЗАПОВЕДИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА

  • Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойсяошибок – на ошибках учатся.
  • Если увидел что-то плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.
  • Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве – тебе будет легче понятьребенка.
  • Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка (нравится ли, что икак тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания иотношение к нему).
  • Откажись от идеи превосходства, желания залезать в душу ребенка и принуждатьего к откровенности; умей выслушать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказатьтебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.
  • Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
  • Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и
    недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.
  • Всегда нужно найти то, за что похвалить.
  • Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше.
  • Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
  • Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров и пр.
  • Жалок педагог, лишенный чувства юмора.
  • Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка.
  • Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.
  • Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.
  • Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.
  • Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
  • Не читай много нотаций – все равно не поможет.
  • Не всегда ищи виноватого.
  • Главное достоинство педагога– это чувство справедливости.
  • Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
  • Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
  • Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности.
  • Не выбирай себе любимчиков.
  • Чтобы иметь согласие – уважай разногласия.
  • Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.
  • Не убивай ребенка потоком знаний.
  • Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.
  • Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут бытьдругими.