Вернуться к Родителям

Советы педагогов-психологов

Рекомендации по взаимоотношению между родителями и детьми

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ БЕЗ НАСИЛИЯ И АГРЕССИИ
· Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.

· Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.

·Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.

· Будьте последовательны в своих действиях.

· Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я- сообщения.

· Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.

· Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.

· Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.

· Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.

· Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.

ПРАВИЛА ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

1. Безусловно принимайте и уважайте ребѐнка.

2. Если вы рассержены на ребѐнка, нужно выражать своѐ недовольство. Но не ребѐнком в целом, а его отдельными действиями.

3. Можно осуждать действия ребѐнка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.

4. Недовольство действиями ребѐнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастѐт в неприятие ребѐнка.

5. Активно выслушивайте его переживания и потребности.

6. Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.

7. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.

8. Помогайте, когда он просит.

9. Поддерживайте успехи.

10. Делитесь своими чувствами.

11. Конструктивно разрешайте конфликты.

12. Используйте в повседневном общении приветливые фразы.

13. Обнимайте не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

-Ребѐнок ни в чѐм не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

-Ребѐнок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

-Ваш ребѐнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

-Во многих капризах и шалостях ребѐнка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

-Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребѐнке. В то лучшее, что в нѐм ещѐ будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧЕМУ ЕГО УЧИТ ЖИЗНЬ.

Если ребѐнок живѐт в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребѐнку относятся враждебно, он учится драться.

Если ребѐнка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребѐнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребѐнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребѐнка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребѐнка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребѐнку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребѐнок растѐт в безопасности, он учится доверять.

Если к ребѐнку относятся с одобрением, он учится любить себя.

СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всѐ сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счѐт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребѐнка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребѐнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан – прощѐн. Инцидент исчерпан. Страница перевѐрнута, как ни в чѐм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребѐнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребѐнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребѐнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ.

Известный детский психотерапевт, специалист в области детско- родительских отношений, А.С.Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви. Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребѐнок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребѐнка, принятие его как самостоятельной личности, тѐплое эмоциональное отношение.

Отстранѐнная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: смотрите, какой у меня прекрасный ребѐнок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребѐнка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребѐнок недостаточно умѐн и развит, но всѐ равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребѐнка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребѐнку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребѐнка в том, что он недостаточно умѐн и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребѐнка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребѐнком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребѐнок так не развит, неумѐн, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребѐнке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.

Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: мой ребѐнок негодяй, и я докажу ему это! Родители пытаются строгостью и жѐстким контролем переломить ребѐнка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убеждѐнностью, что их ребѐнок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: ребѐнок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребѐнок нуждается в помощи и поддержке.

Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребѐнка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ЧУВСТВУЮЩИХ ЛЮБВИ К СВОЕМУ РЕБЀНКУ.

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. Позвольте себе быть несовершенной – ведь ни один человек не способен постоянно любить или ненавидеть. В общении с ребѐнком нет и не может быть запрещѐнных эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребѐнок не может быть плохим, потому что он ребѐнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребѐнку свою любовь:

1. Слово. Называйте ребѐнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность и только нежность.

2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребѐнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребѐнка. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие.

3. Взгляд. Не разговаривайте с ребѐнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

ПЯТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА.

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребѐнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
слушайте его;
проводите с ним как можно больше времени;
делитесь с ним своим опытом;
рассказывайте ему о своѐм детстве, победах и неудачах.

2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:
отложите или отмените совместные дела с ребѐнком;
старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
выйдите из комнаты, в которой находится ребѐнок.

3. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
не давайте играть ребѐнку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь предчувствовать наступление срыва.

5. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть возможные нюансы и подготовить ребѐнка к предстоящим событиям:
изучите силы и возможности вашего ребѐнка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);  если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребѐнку необходимость данного визита. Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.

 

ПОДРОСТОК И КРИЗИСЫ ВОЗРАСТА

Памятка для родителей

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики кризиса возраста. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами — более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное — собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия — психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту — психологу, психотерапевту.

10 правил воспитания

Правило № 1
Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.
Правило № 2
Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
Правило № 3
Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.
Правило № 4
Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.
Правило № 5
Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.
Правило № 6
Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
Правило № 7
Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
Правило № 8
Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.
Правило № 9
Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.
Правило №10
Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию.