Притча «Капли таланта»
В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в неё Отец Небесный, а на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: «Подарю я этот чудесный нектар людям!»
Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождём. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одарёнными, имеют различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слушать и воспринимать прекрасное.
Если ребенок талантлив...
Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.
Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
Художественный тип одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
Ребенок одарен, если...
• Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.
• В своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.
• Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
• Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
• Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
• Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
1. К одаренному ребёнку необходим особый подход. Уважайте его индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
2. Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.
3. В разговорах с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.
4. Во взаимодействии с ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.
5. Развивайте наблюдательность.
6. Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.
7. Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Не ограничивайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.
8. В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».
9. Создайте для своего ребёнка предметную среду, она играет важную роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.
10. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
Как творчески развивать ребенка?
2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе.
6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
11. Помогайте общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
18. Со вниманием относитесь к его потребностям.
19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
20. Не дразните ребенка за ошибки.
21. Хвалите за любые успехи.
22. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
23. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
24. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
Как воспитать в ребёнке уверенность в себе?
Для уверенности в себе любому малышу, в первую очередь, нужна мамина любовь. Любовь и ласка творят чудеса! Всегда говорите насколько ребенок для вас желанный и любимый» В затруднительных ситуациях не старайтесь сиюминутно прийти на помощь, дайте возможность ребенку самому найти решение проблемы.
Помогайте ему, если он сам попросит помощи. Радуйтесь вместе с ним его успехам, всегда выслушивайте мнение ребенка и старайтесь его учитывать и с ним считаться. Не уставайте говорить, что он во всём самый лучший, что Бы его обожаете вместе с его удачами и неудачами, достоинствами и недостатками, Объясняйте ему, что в жизни придется много общаться и договариваться с другими людьми, что именно этим мы отличаемся от животных.
Часто родители с раннего детства взваливают на детей очень многое: занятия художественной гимнастикой, изучение английского языка, занятия в школах дополнительного образования…. Подумайте, а может проблема, скорее всего в Вас» Бы, заставляя ребенка заниматься всем и сразу и явно требуя результата, давите на него, тем самым лишая уверенности в себе.
А Вы со своим ребенком часто просто дурачитесь? Играете в детские игры, безобразничаете, пускаете мыльные пузыри? Ему всегда нужна Ваша поддержка» Поиграйте с ним в школьный урок, пусть он будет учителем, а Вы ученицей» Откуда у ребенка может быть уверенность, когда он крутится во взрослом мире?
Чаше всего в неуверенности малыша виноваты близкие люди, Ребенок просто боится вас разочаровать! Не требуйте от него много и, всегда говорите, что любите его не за достижения в спорте, музыке, изобразительном искусстве, а потому, что он Ваш любимый деточка, Баша кровиночка!
Но главное в похвале не перегнуть палку! Похвала-награда, которая выдается от случая к случаю. Хвалить ребенка лучше всего в том случае, если он справился с довольно сложной задачей. Если хвалить ребенка за то, к чему он не прилагал старания и усилий, у него не будет желания совершенствоваться. Пытаясь решить одну проблему можно получить и новую.
Для развития уверенности в себе используют следующие правила: не делать замечаний и не одергивать ребёнка, мол, не беги – упадешь, не трогай, сядь и сиди. В этой стране многие мамочки стараются всё подробно объяснить» Вместо того, чтобы делать замечание, ребенку предлагается пойти другим путем. А если набил шишки, то ребёнок на своей примере учится, а мама только показывает, как она его любит.
Уверенность в себе в детях нужно развивать и поддерживать постоянно. Восхищайтесь своими детьми, как можно чаще, тогда они будут уверены в себе и своих силах.
Как воспитать ребенка успешным?
«Посеешь мысль — пожнешь поступок.
Посеешь поступок — пожнешь привычку.
Посеешь привычку — пожнешь характер,
Посеешь характер — пожнешь судьбу…»
Родители – это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.
Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека
1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь
Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности — высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих и не пытаются доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и уважает самого себя, тем лучше он относится к другим, и тем лучше их мнение о нем.
Говорите ребенку о своей любви: за то, что он такой, какой есть. Чаще обнимайте его, показывайте как он важен для вас. Ваш ребенок, должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете. В этом случае ребенок усвоит, что он достоин любви, уважения и признания, и в любой, даже самой трудной ситуации у него есть родные люди, которые всегда помогут ему.
Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх: потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми. К тому же такие люди часто страдают от своей ревности, потому что в подсознании живет страх потери любви близкого человека,
Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если уже пришло время спать, а он еще играет, не прерывайте игру со словами: «а ну марш спать», или «всё, сейчас же убираем игрушки и ложимся спать», лучше помогите ему быстренько закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.
Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил, вместо, ты плохой. К тому же, на одно критическое замечание должно приходиться 3 похвалы. Помните об этом. Самый эффективный способ развивать хорошие качества ребенка — хвалить за хорошее поведение и поступки, показывая ваше одобрение и любовь.
К сожалению, зачастую многие родители чаще отмечают плохие поступки ребенка, ругают его за это, вместо того, чтобы чаще хвалить за хорошие поступки, уделять им внимание, показывать, как это приятно и здорово вести себя хорошо.
Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок — уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.
2. Учите оптимизму
«Жизнь принадлежит оптимистам, Пессимисты — лишь зрители».
Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты. Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации» Приучайте верить в лучшее.
Неудача — это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.
Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.
3. Найдите «дело всей жизни ребенка»
Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.
Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача — показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.
Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя — предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, баллончиками на стене), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.
Ребенок проявлявший активный интереса искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.
4. Развивайте красноречие ребенка
80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей, Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.
Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.
Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.
5. Учите ребенка иметь собственное мнение
Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях, мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.
Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем, Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек: с ранних лет приучался делать выбор.
Если покупаете продукты для ребенка — попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять — спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять — в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь — лопатку или совок?» Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.
Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.
6. Развивайте фантазию и воображение ребенка
«Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».
Альберт Эйнштейн
Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.
С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, почаще наводите ребенка на мысль: «а что, если…».
8. Учите ценить время
Самый ценный ресурс, который есть в жизни — это время жизни. Чем: эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.
С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека.
Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.
9. Приучайте ребенка к ответственности
Успешные люди осознают, что только они несут ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.
С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки, Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.
Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.
Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.
10. Учите ставить цель и достигать ее
Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того, что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.
Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цепь, придумывать действия для ее достижения и добиваться результата,
Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца, Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача — это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.
Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему, и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этой важном и интересном деле!