Методические рекомендации по выполнению творческих проектов образовательной области «изобразительное искусство» для учащихся 9-х классов

Данная разработка представляет собой учебно-методические рекомендации по выполнению творческого проекта учащимися 9-х классов по ДПИ и ИЗО в общеобразовательной школе с классами факультативных занятий художественной направленности.

Цели:

  • поддержка одаренности, творческого потенциала учащихся в рамках самоопределения, индивидуального развития  и совершенствования;
  • развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания;
  • развитие навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся;
  • обобщение, систематизация и применение знаний, умений и навыков, в соответствии с маршрутом выбранной траекторией собственного развития в ДПИ при выполнении индивидуального творческого проекта;
  • умение  преломлять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности;
  • создание оптимальных условий для нахождения своего Я в процессе художественно-творческой деятельности;
  • развитие современных форм итоговой деятельности учащихся на факультативных занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Самостоятельный творческий проект учащегося направляется  руководителем проекта – учителем ИЗО.

Творческие проекты выполняются  учащимися 9-х классов.

Творческий проект должен иметь:

  • художественно-творческий характер;
  • глубину знаний и умений;
  • объем используемого материала;
  • самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы;
  • связь теории с практикой;
  • художественность, сознательность и активность усвоения знаний и умений.

ПРОЕКТ – самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве  последней выступают конкретное изделие всех видов декоративно-прикладной деятельности; макеты; фото работы; компьютерные презентации; работы по изобразительному искусству (рисунок, живопись, композиция) и  т.п., а в теоретической является пояснительная записка.

Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта Художественным советом (далее – ХС) разработаны и утверждены сроки  поэтапного контроля за выполнением работы  в течении отведенного времени над творческим проектом. Промежуточный контроль между заседаниями ХС по выполнению творческих проектов осуществляется учителем ИЗО – руководителем проекта.

Характеристика творческого проекта

1. Уровень творчества творческий
2. Содержание надпредметное (вне школьной программы)
3. Назначение Учебно-творческое
4. База выполнения школьная
5. Количественный состав
исполнителей
индивидуальный
6. Возрастной состав
исполнителей
учащиеся 9 класса
7. Продолжительность
выполнения
1 год

Порядок выполнения творческого проекта:

Процесс проектирования    Учащиеся учатся
1. Выбор темы проекта и формулировка задач 1.1. Определять тему проекта.
1.2. Кратко формулировать задачи
2. Исследование и анализ возможности выполнения творческого продукта в одном из видов ДПИ или ИЗО. 2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта.

2.2.Знать творчество художников или народных мастеров в рамках выбранной темы

3. Составление перечня критериев, которым должна удовлетворять работа 3.1. Уметь определять критерии, которым должна соответствовать разрабатываемая тема
4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений выполнения творческого продукта 4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев
5. Оценка  идеи,  выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Оценивать идеи с учетом наличия времени, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной темы.
6. Создание эскизов 6.Разрабатывать эскизы
7. Выполнение в материале 7.1. Переносить эскиз на формат

7.2.Поэтапно выполнять творческую работу

8. Оформление полученного творческого продукта 8.Придавать творческому продукту эстетическую завершенность
9. Защита творческого проекта 9.Провести презентацию творческого проекта
10. Экспозиция творческих проектов 10.1. Оценивать качества своего творческого проекта.
10.2. Определять трудности, с которыми учащийся встретился в процессе выполнения творческого проекта

Учащийся защищает творческий проект: обосновывает актуальность темы, характеризует основные этапы работы над выполнением проекта, обобщает собственную проектную деятельность. Отвечает на поставленные вопросы членов жюри  класса в рамках темы исследования (в течение 5-10 минут).

Индивидуальные творческие проекты объединяются в коллективный творческий продукт и экспонируются на выставках разного уровня (школьного, районного, городского, областного и т.д.).

Творческие проекты после экспозиций хранятся в художественно-методическом фонде школы.