День информирования

МОГИЛЁВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ ЕДИНСТВА НАРОДА И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

 г. Могилёв

декабрь 2021 г.

Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности

 

Близится важнейшее для страны событие – конституционный референдум, который расставит точки над «и» над дискуссией в обществе, которая ведется уже более 3-х лет, каким путем нашей суверенной стране идти дальше, как противостоять современным цивилизационным вызовам и реалиям сохранив все лучшее, что в государстве было создано за годы независимости.

Как сказал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко: «Мы пообещали провести референдум по Конституции. От нас требовали «перамен» и не только. Мы сами понимали, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно меняться. Только на пользу должно быть. Перемены — это не ломка, не слом, а эволюционное развитие. Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен».

 

У каждого государства есть свои важнейшие этапы развития, которые оказывают судьбоносное влияние на его государственность, на происходящие социальные и культурные процессы.

На протяжении многих столетий белорусская нация прошла длинный, непростой, наполненный множеством как славных, так и трагических страниц, путь от формирования белорусского этноса до сознания белорусского государства, воплотившего в себе социальные идеалы нашего народа, о которых веками мечтали известные белорусские просветители и поэты. Среди них особое место занимают политико-правовые идеи таких известных мыслителей Беларуси, как Франциск Скорина, Микола Гусовский, Сымон Будный, Лев Сапега и др.

Необходимо отметить, что именно Лев Сапега, опережая многих деятелей западной демократии, стремился внедрить в политическую практику представление о свободе как о жизни в строгом соответствии с законом, он явился вдохновителем и создателем в 1529-ом году первого сборника законов – Статута Великого княжества Литовского, составлявшего  его правовую основу, причем написан он был на старобелорусском языке.

Октябрьская революция 1917-го года способствовала выходу белорусского народа на новый этап развития. По большому счету она означала практическую возможность реализации белорусской национальной государственности.

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. В ней были закреплены такие прогрессивные для того времени нормы, как равенство независимо от расовой или национальной принадлежности, право трудящихся на публичные мероприятия. В целом была создана принципиально новая система государственных органов с провозглашением полновластия Советов.

За всю историю развития Беларуси советского периода было принято еще три Конституции в 1927-ом, 1937-ом и в 1978-ом годах.

История Основного закона суверенной Беларуси берет свое начало в конце 1980-х годов, когда на фоне усиления в республиках СССР движений за независимость и так называемого «парада суверенитетов» в Беларуси остро встала проблема принятия новой Конституции.

По этой причине Постановлением Верховного Совета БССР от 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия, в состав которой вошли 74 человека.

Спустя месяц Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», в которой было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов.

Данная декларация носила переходный характер: было заявлено, что ее положения реализуются Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР (ст. 12 Декларации).

После попытки захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР и его последующего роспуска, 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.

В сентябре 1991 г. Белорусская Советская Социалистическая Республика была переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а в декабре – утвержден Государственный герб.

Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством. После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно ст. 2 Декларации, право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.

Развал Советского Союза запустил процесс деиндустриализации экономик в бывших республиках СССР. На постсоветском пространстве происходила обвальная приватизация, породившая спекуляцию и политическую анархию. Незрелое гражданское общество «скатывалось» к национализму, прикрывавшемуся лозунгами национально-демократического возрождения.

Последовавший за официальным провозглашением независимости процесс социально-экономических преобразований  в значительной мере вышел из-под контроля власти, обнажив опасную тенденцию скатывания к анархии. Демократизация имела некий внешний характер, а, по сути, ассоциировалась со вседозволенностью и безответственностью, со стихийностью и неуправляемостью общественной жизни. На этом фоне активизировалась криминализация политики и экономики, уровень жизни наших граждан ежегодно значительно падал. К примеру, темпы инфляции в Беларуси в 1993–1994 годах превышали 200%. Трансформация национальной экономики повлекла за собой распад социальной сферы государства. Итогом стало обнищание белорусского населения.

 

Справочно.

Только за 1992 г. цены в республике выросли в 16,6 раза. Объем денежной массы в Беларуси увеличился за 1992–1995 гг. более чем в 300 раз, а рост инфляции составлял около 30% в месяц. За первую пятилетку 1990-х гг. ВВП сократился на 38%, производство промышленной продукции – на 41%, объем капитальных вложений просел на 60%, производство в сельском хозяйстве упало почти на треть.

Разрыв межреспубликанских хозяйственных связей катастрофически отразился на белорусской экономике, являвшейся ранее «сборочным цехом» Советского Союза. К примеру, темпы инфляции в Беларуси в 1993–1994 гг. превышали 200%.

 

В контексте кардинальных преобразований начала 1990-х годов Конституция БССР 1978-го года превратилась в совершенно архаичный документ. Поправки в нее по самым различным вопросам в
1990–1994 годах принимались 16 раз. Поэтому вопрос разработки новой Конституции, которая отражала бы произошедшие преобразования и определяла цели и приоритеты на будущее, был более чем актуальным.

История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года заслуживает особого внимания. Вокруг проекта новой Конституции развернулась настоящая политическая борьба, в которой каждый преследовал свои цели. Поэтому работа над новой Конституцией продвигалась крайне сложно и медленно. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике – президентской или парламентской?

В итоге был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

Историческое решение – принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. С тех пор этот день является государственным праздником.

Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.

10 июля 1994 г. после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.

Среди важнейших положений предвыборной программы Александра Григорьевича Лукашенко – борьба с коррупцией и преступностью, обеспечение экономической и политической стабильности страны, проведение курса на реформирование общества, повышение материального уровня населения.

Однако несмотря на то, что президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту, поэтому общественно-политическая о социально-экономическая обстановка в стране оставалась крайне нестабильной с превалированием националистической повестки.

Все это требовало консолидации гражданского общества, принятия решительных мер по повышению авторитета и слаженной работы всех ветвей государственной власти.

В условиях активного противодействия со стороны определенных сил, Президент  в 1995 и 1996 году дважды обратился за поддержкой к белорусскому народу.

Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 года. Глава государства А.Г.Лукашенко представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

В  ходе всенародного голосования инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита изменили ряд конституционных норм.

Справочно.

По официальным данным Центризбиркома, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8% граждан. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3% граждан, участвовавших в плебисците. За установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75,1%. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3% граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7%.

Последующие попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.

Для его преодоления в августе 1996 г. А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Развитие Беларуси закономерно требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, способной обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления последствий кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа.

На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.

Справочно.

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14% граждан, внесенных в списки для голосования. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18% граждан, за принятие предложенной А.Г.Лукашенко новой редакции Конституции – 70,45%, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88%, против отмены смертной казни – 80,44%.

 

Новая редакция Основного Закона расширила полномочия и сферу деятельности всех ветвей власти, что заметно повысило результативность государственных и общественных отношений, предоставила реальную возможность для эффективного контроля над социально-экономическими процессами. Возложенные на Президента Основным Законом функции взаимодействия между ветвями власти создало базу для сохранения стабильного социального климата, позволило в короткие сроки решить многие наболевшие проблемы.

Конституция обеспечила возможность тесного сотрудничества исполнительной и законодательной ветвей власти, обеспечила  эффективную работу парламента, своевременное и адекватное законодательное реагирование на быстроменяющуюся ситуацию в различных сферах жизни общества.

В республике была создана сильная вертикаль исполнительной власти на местах, учреждение которой сыграло консолидирующую роль в жизни белорусского государства.

Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.

Возросла роль Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти, усилилась его ответственность за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.

Кроме того, был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты), а Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

Очередные изменения в Конституцию были внесены по итогам референдума 17 октября 2004 г., также проведенного по инициативе Президента. На народный суд был вынесен единственный пункт: Глава государства обратился к народу с вопросом предоставления ему права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и изменении ст. 81 Конституции в части отмены ограничений на количество сроков переизбрания на должность Президента одного и того же лица. По итогам референдума, как известно, белорусский народ в очередной раз поддержал предложение лидера.

Справочно.

Согласно итоговому постановлению Центризбиркома «О результатах республиканского референдума 17 октября 2004 г.», в голосовании приняли участие 90,28% граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42% из них.

Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 18 октября 2004 г. в ходе встречи с иностранными журналистами, «итоги референдума для меня были ошеломляющими. Я не ожидал и такой явки, и такого процента поддержки. Хочу поблагодарить граждан Беларуси за колоссальную поддержку, которую они оказали мне. Я сделаю все, чтобы народ не пожалел о своем выборе. Я никогда не предавал своих граждан – белорусский народ, и как бы мне ни было трудно и сложно, никогда не предам. Их поддержка меня ко многому обязывает».

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что за годы независимости наша страна преобразилась и получила новый импульс в своем развитии. Новые современные производства, развитая социальная инфраструктура, современные учреждения здравоохранения и образования, благоустроенные города и поселки – все это создано для людей. Главным приоритетом нашей политики остается справедливое и внимательное отношение к людям, к росту их благосостояния.

Конституция Республики Беларусь как основа
социально-ориентированной направленности государства

Все изменения, вносимые в Конституции, преследовали одну цель – сделать Республику Беларусь государством для народа. Она отражена в самом начале Основного закона.

Так, в статье 1 которого указано, что наша страна представляет собой «унитарное демократическое социальное правовое государство», а в части 5 статьи 13, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». В Республике Беларусь человек является высшей ценностью социального государства, которое создает все необходимые условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития, соблюдения гражданских прав и свобод.

Сохранение и укрепление здоровья граждан

Забота о здоровье и долголетии людей, повышение доступности медицинской помощи для населения, формирование в обществе здорового образа жизни является главным приоритетом национальной политики в области охраны здоровья, направленной на улучшение качества жизни населения Республики Беларусь.

Конституцией Республики Беларусь закреплено право наших граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.

Устойчивость системы здравоохранения Республики Беларусь обеспечивается четко выстроенной инфраструктурой – от фельдшерско-акушерского пункта до центрального аппарата Министерства здравоохранения.

В Республике Беларусь сохранен территориальный принцип оказания медицинской помощи населению, приняты меры по развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи в республиканских научно-практических центрах и областных организациях здравоохранения, выстроена комплексная система оказания медицинской помощи населению по всем социально значимым заболеваниям, сохраняется высокая обеспеченность кадрами, стационарными койками, бригадами скорой медицинской помощи, аптеками.

Справочно.

Показатель обеспеченности больничными койками составляет около 100,3 на 10 тыс. населения, что значительно выше, чем в Польше (65,2), Латвии (56,7), Литве (72,6).

Обеспеченность населения практикующими врачами составляет 41,5 на 10 000 населения; средним медицинским персоналом – 121,7 на 10 000 населения.

Ежегодно население Беларуси совершает около 100 млн. посещений к врачам всех специальностей, а служба скорой медицинской помощи осуществляет около 3 млн. выездов. Стационарное лечение в год получают свыше 2,3 млн. пациентов.

Высокими темпами внедряются стационарозамещающие технологии: отделения дневного пребывания, лечение в которых с июля 2021 года вновь проводится на бюджетной основе, хирургия «одного дня».

Для оказания экстренной специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях созданы и функционируют межрайонные и межрегиональные центры высокоспециализированной медицинской помощи: центры интервенционной кардиологии; центры для оказания медицинской помощи пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения и черепно-мозговой травмой.

Проделана огромная работа по модернизации материально-технической базы: за последние пять лет построено или тотально реконструировано более 80 объектов здравоохранения.

Белорусское здравоохранение добилось значительного прогресса на пути к достижению Целей устойчивого развития и реализации принципа политики «Здоровье для всех»: обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения. Беларусь занимает одно из ведущих мест среди стран мира по доступу населения к медицинским услугам. В стране предоставлен стопроцентный доступ граждан к медицинским услугам, в том числе обеспечен всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья.

Республика Беларусь занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов.

Ситуация по вакциноуправляемым инфекциям в Беларуси наиболее благоприятная среди стран СНГ. Достигается это благодаря реализации системы иммунопрофилактики согласно Национальному календарю прививок, централизованной закупке иммунобиологических лекарственных средств и системе мониторинга за их использованием.

Справочно.

Охват детей профилактическими прививками в отношении всех инфекций, входящих в программу иммунизации, составляет почти 99%, что превышает рекомендуемые критерии ВОЗ (95%). Охват иммунизацией против кори детей в возрасте до 1 года составил около 100% и по данному показателю в Европе Беларусь опережает такие страны, как Австрия, Сербия, Франция, Латвия, Италия, Швейцария, Исландия, Великобритания.

Достигнутые результаты в области здравоохранения свидетельствуют о соответствии белорусской медицины современным мировым требованиям по ключевым параметрам.

Как подчеркивал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 5 ноября 2021 г. на совещании о принимаемых мерах противодействия распространению вирусных инфекций, «здравоохранение и впредь будет обеспечено всем необходимым для оказания медицинской помощи населению в полном объеме. Финансирование отрасли, как это было всегда, должно быть устойчивым, но продуманным и ориентированным на результат».

 

Государственная политика в социально-трудовой сфере

В частности, согласно части первой статьи 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на безопасные условия труда.

Это значит, что любой гражданин в нашем государстве может реализовать свои способности к труду не только в порядке найма (например, путем заключения трудового договора), но и в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятого, адвоката, нотариуса и других.

Таким образом, Конституцией Республики Беларусь провозглашен принцип свободы труда.

Реализация конституционного права на труд обеспечивается:

посредством соблюдения добровольности труда (свободного, добровольного соглашения между работником и работодателем о заключении трудового договора);

через предоставление равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны (свободного выбора профессии, рода занятий и работы) независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

 

Пенсионное обеспечение

Статьей 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

В частности, для реализации права на пенсионное обеспечение гражданам назначается трудовая пенсия по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

При отсутствии права на трудовую пенсию назначается социальная пенсия (не увязанная с трудовой деятельностью): при достижении возраста 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, в связи с инвалидностью (взрослым инвалидам и детям-инвалидам), детям, потерявшим кормильца.

Таким образом, государственным пенсионным обеспечением (трудовыми и социальными пенсиями) охватываются все нуждающиеся в этом нетрудоспособные жители республики.

Как это предусмотрено Основным Законом страны, ветеранам и инвалидам войны, гражданам преклонного возраста (старше 75 лет), другим социально уязвимым категориям предоставляется повышенный уровень пенсионного обеспечения. В Беларуси сохранены досрочные льготные пенсии по социальным основаниям (например, многодетным матерям, инвалидам с детства и их родителям), а также в связи с занятостью в неблагоприятных условиях труда (по спискам № 1 и № 2, работникам сельского хозяйства, летчикам, артистам, учителям и медикам).

Стабильная выплата пенсий на приемлемом уровне – неизменный приоритет. Пенсии ежегодно перерасчитываются не реже одного раза в год, а также в связи с повышением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Ежегодно расходы на пенсии составляют около 9% ВВП. На их выплату в 2021 году направлено 14,6 млрд. рублей.

За 2016–2020 годы пенсии по возрасту увеличились почти в 1,7 раза, при этом в реальном выражении – в 1,2 раза. Рост пенсий в 2021 году также превысит величину инфляции.

 

Поддержка семьи

В Республике Беларусь защита и укрепление института семьи признается государством приоритетной задачей семейной политики как составной части социальной политики. На охрану и поддержку социального института традиционной семьи направлена вся система национального права, начиная от Основного Закона страны – Конституции – и заканчивая отраслевым законодательством, а также законодательством местных органов власти.

Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Десятилетия развития семейной политики позволили сформировать мощный пакет государственной поддержки семей с детьми.

Белорусское государство обеспечивает выплату пособий при рождении детей (причем независимо от доходов и занятости родителей), предоставление бесплатных медицинских услуг (медицинское сопровождение беременности и родов, прием врачей, стационарное лечение и др.) и образования (родители оплачивают лишь питание детей в детских садах и школах), оказание адресной социальной помощи и социального обслуживания в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации, предоставление родителям гарантий в сфере труда, налогообложения, пенсионного обеспечения, развитие инфраструктуры быта и семейного отдыха и др.

Системой государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей охвачен почти каждый четвертый ребенок в стране (пособиями на детей в возрасте до 3 лет охвачено более 98% детей данного возраста).

Ежегодно расходы на систему пособий находятся в пределах 1,6–1,8% ВВП.  На их выплату в 2021 году направлено более 2,5 млрд. рублей.

Тренд последних 10 лет – рост числа многодетных семей, их количество почти удвоилось. В значительной степени этому способствовало введение с 2013 года дополнительных мер поддержки при улучшении жилищных условий многодетных семей и программы семейного капитала, реализуемой с 2015 года. Свыше 106 тыс. многодетных семей открыли депозитные счета «Семейный капитал», более 46 тыс. семей распорядились средствами досрочно.

Доступное и качественное образование

Система образования в Республике Беларусь позволяет каждому гражданину страны реализовать конституционное право на образование и удовлетворить свои образовательные потребности для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

Граждане Беларуси имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования. Таким образом, в нашей стране на практике обеспечивается реализация принципа «образование через всю жизнь».

Для успешной реализации этих прав в нашей стране функционирует более 7,3 тыс. учреждений образования, в которых трудятся 448,4 тыс. работников системы образования.

Социальные гарантии, предоставляемые белорусской системой образования, предусматривают большое количество льгот для отдельных категорий граждан на всех уровнях образования. Потому что, как обращал внимание Президент Беларуси 24 августа 2021 г. на пленарном заседании Республиканского педагогического совета, «образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики».

В нашей стране сохранены меры социальной защиты обучающихся в части предоставления дифференцированных льгот для отдельных категорий граждан при оплате за питание (снижение на 30 или 50%, полное освобождение их от оплаты) и пользование учебниками и (или) учебными пособиями (снижение на 50% или освобождение от оплаты). Также учащиеся, которые получают общее среднее и специальное образование, имеют право на бесплатный проезд на общественном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня.

Для учащихся, которые получают профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, государством предусмотрены множество возможностей:

получение кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;

получения скидки размере от 40% до 60% со сформированной стоимости обучения и возможность перевода на обучение за счет средств бюджета за успехи в учебе;

получение стипендии (в том числе социальной для тех, кто не получает учебную стипендию и относится к социально-защищенным категориям граждан);

материальная помощь (для находящихся в тяжелом материалом положении);

проживание в общежитии (в том числе бесплатно для социально-защищенных категорий граждан);

возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом для проживания в общежитии и другие льготы.

Белорусская система образования эффективна не только в выполнении социально-ответственных функций, но и в целом конкурентно выглядит на международном уровне.

Об этом свидетельствует Индекс образования в рейтинге Индекса человеческого развития, в котором Беларусь занимает 32 место и имеет лучший результат среди всех стран СНГ. Кроме того, по показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год Беларусь занимает 17 место среди 163 стран мира.

Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире, сейчас он достигает 99,9%. Охват базовым, общим средним и профессиональным образованием за 2019 год составил 94%.

В последние годы на образовательную систему государством выделяется около 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в европейских странах.

***

Благодаря действующей Конституции, созданной при непосредственном участии и воле белорусского народа, мы создали действительно социально ориентированное государство.

Теперь наша страна стоит на пороге нового этапа развития, который требует очередного изменения Основного закона Республики Беларусь.

Только прямое волеизъявление белорусов, а не диктат извне или экономические санкции, может изменить политическую систему страны в том направлении, в котором сочтет нужным белорусский народ.    Символично, что подготовка нового проекта Конституции совпала с объявленным в стране Годом единства белорусского народа. А это значит, что ее принятие станет своего рода национальным символом, который сплотит вокруг себя граждан нашей страны.

 

Планируемые изменения в новой редакции Конституции, которая как и сказал Глава государства в ближайшее время будет вынесена на всенародное обсуждение:

Подвергнуты изменениям 77 статей Конституции, введено 11 новых статей, 1 новая Глава, а также полностью обновлен Раздел о заключительных и переходных положениях. Исключены 2 статьи Конституции.

Конкретные изменения, которые сегодня уже можно назвать, предлагаются следующие:

Ценностное содержание:

  • Понятие суверенитета вводится в преамбулу Конституции;
  • Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной Войны;
  • Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого.
  • Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Государство оказывает поддержку семьям с детьми;

 

Выборы и партийное строительство:

  • Граждане имеют право на создание политических партий и участие в их деятельности;
  • Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с Законом;
  • Запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом;
  • Выборы депутатов всех уровней проводятся в единый день голосования.

 

 

 

 

Социально-правовые аспекты:

  • Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленном законом;
  • Граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья;
  • Государство проявляет особую заботу об инвалидах и пожилых людях. Инвалидам обеспечиваются равные возможности для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Государством реализуется политика социальной интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами.

 

Институт Президентской власти

  • Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и иные преимущества;
  • Одно и то же лицо может быть Президентом не более 2 – х сроков;
  • Исключается норма об издании Декретов Президента Республики Беларусь. При этом Глава государства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны, а также сохраняет право отмены актов Правительства;
  • Генеральный Прокурор, Председатель Комитета Государственного Контроля назначаются Президентом с предварительного согласия Совета Республики, Премьер-министр – с предварительного согласия Палаты Представителей;
  • Президент может быть смещен с должности Всебелорусским Народным Собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

 

Всебелорусское народное собрание

 

  • Всебелорусское Народное Собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства;
  • Делегатами ВНС по умолчанию являются действующий Президент Республики Беларусь и Президент, прекративший исполнение своих полномочий, а также представители исполнительной, законодательной, судебной власти, депутаты местных советов и выдвиженцы от структур гражданского общества;
  • Предельная численность делегатов ВНС 1200 человек. Срок полномочий пять лет. Работа делегата ВНС осуществляется без отрыва от трудовой (служебной) деятельности. Заседания ВНС проводятся не реже одного раза в год;
  • Коллегиальным органом руководства ВНС является Президиум. Председатель ВНС, его заместитель, иные члены Президиума избираются делегатами ВНС тайным голосованием.
  • Полномочия ВНС:
  • Утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину Республики Беларусь;
  • Утверждает программы социально-экономического развития;
  • По предложению Президента избирает Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и членов Центральной Избирательной Комиссии, а также освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным Законом;
  • Вносит в Палату Представителей предложения по изменению Конституции;
  • Принимает решения о смещении с должности Президента в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;
  • Решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Переходные положения:

Государственные органы (должностные лица) сохраняют свои полномочия на срок, на который они были образованы (избраны, назначены), либо до прекращения их полномочий в установленном порядке.

 

В преддверие референдума предстоит большая информационная работа с лидерами мнений, привлечением экспертов и внешних спикеров, население должно найти ответы и понимание, что предлагаемые изменения внесут в их жизнь, в жизнь трудовых коллективов, в социально-экономическое развитие страны.

После представления проекта Конституции широкой общественности дальнейшая работа над Основным законом продолжится уже на площадках в ходе всенародного обсуждения.

В Могилевской области  будет организован ряд встреч с населением. Жители региона должны получить полную и достоверную информацию по предстоящему референдуму. Что касается информационных площадок и их открытости, надо возобновить опыт общественных приемных — такая форма работы понятна и уже не раз доказывала свою эффективность.

Результатом совместной работы должны стать причастность и вовлеченность в государственное строительство каждого представителя общества. В конечном итоге Основной закон должен консолидировать общество. Важно понимать, что сегодня в правовом поле закрепляются столпы белорусской модели общественного развития: сильное государство, социально ориентированная рыночная экономика, традиционные христианские ценности. Закрепление этих постулатов в нашем национальном манифесте будет ответом в том числе и тем внешним силам, которые хотят дестабилизировать обстановку в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА В ОБЛАСТИ. НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕМ. ПЕЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. АПИ. ОПАСНОСТЬ УГАРНОГО ГАЗА. БЕЗОПАСНЫЙ НОВЫЙ ГОД »

 

За 11 месяцев 2021 года в Могилевской области произошло 730  пожаров, погибло 94 человека. Травмировано  46 человек. В результате пожаров уничтожено 167 строений, 41 единица техники, 860 тонн грубых кормов.  616 пожаров произошло в жилом фонде.

Основные причины пожаров:

— неосторожное обращение с огнём – 239  пожаров;

— нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 174 пожара;

— нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования и теплогенерирующих установок– 150 пожаров;

—  детская шалости с огнем – 13 пожаров;

— нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации газовых устройств – 7 пожаров;

-проявление сил природы – 5 пожаров.

  1. I. Работники Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Республики Беларусь, проанализировав данные по пожарам за последние пять лет, составили обобщенный портрет погибшего. Это мужчина в возрасте 45-70 лет, который проживает в сельской местности. Он либо пенсионер, либо неработающий, но трудоспособный человек. Условия, при которых мужчина погибает, – сон и (или) состояние алкогольного опьянения. В 83% роковую роль сыграла непотушенная сигарета. Время трагедии: промежуток между 19:00 и 6:00 следующего дня, когда люди либо отдыхают, например, на пару с алкоголем, либо спят. Если рассматривать ситуацию в разрезе года, то это период с октября по март, что объясняется объективными причинами: активно топятся печи, в усиленном режиме эксплуатируется электроэнергия, время проводится преимущественно дома из-за не самой комфортной погоды.

Пример: 8 ноября около  9 часов утра по телефону 101 позвонили жители д. Зимница Могилевского района. Горело жилье, принадлежащее 46-летнему местному жителю. Из-за позднего обнаружения и сообщения в службу МЧС к моменту прибытия спасателей жилье горело открытым пламенем, не оставив шансов на спасение  хозяина. Его без признаков жизни обнаружили на кровати в одной из комнат.  Погибший проживал один, не работал. В результате пожара уничтожено имущество в доме, повреждено перекрытие, закопчены стены.

Пример: 26 ноября около полуночи жителей агрогородка Несята Кличевского района разбудило огненное зарево и треск шифера горящего дома. Пылало жилье, принадлежащее 57-летнему местному жителю. Спасатели обнаружили его без признаков жизни в дальней от очага пожара комнате около окна. По-видимому, мужчина пытался эвакуироваться, однако опасные факторы пожара оказались сильнее.

Нередко заложниками ситуаций, в которые их заводят ведущие асоциальный образ жизни люди, становятся близкие, соседи.

Пример: Серьезной опасности подвергла свою жизнь и жизнь соседей 53-летняя могилевчанка, проживающая в однокомнатной квартире девятиэтажного жилого дома по пр-ту Шмидта. 15 ноября около 5 часов вечера  по телефону 101 позвонили взволнованные соседи и сообщили о запахе гари. Спасателями на полу в кухне была обнаружена и эвакуирована хозяйка квартиры. Женщина госпитализирована. Спасенная нигде не работает, в 2020 году квартира была отключена от электричества за неуплату.

Пожары, происходящие из-за неосторожного обращения с огнем, не ограничивается только беспорядочностью курения.

Пример:13 ноября 28-летняя жительница Чаус направилась в баню для того, чтобы подбросить дров в топку. Однако стоило ей открыть топку котла, как огонь перебросился на куртку. Выскочив на улицу, девушка сбросила горящую куртку во дворе возле сарая. Пламя от горящей куртки перебросилось на дверь сарая. Прибывшие спасатели оперативно укротили стихию, не дав огню уничтожить строение. А медицинские работники оказали помощь пострадавшей девушке — у нее оказалось обожжена нога.

Пример: 7 ноября около 4 часов утра  при пользовании газовой плитой в двухкомнатной квартире по ул. Папанина в Могилеве, на 62-летнем брате хозяина квартиры загорелась одежда. Хозяин подручными средствами ликвидировал возгорание и оказал помощь брату. Днем состояние пострадавшего ухудшилось и с диагнозом «термические ожоги пламенем 1-4 степени 45 % тела мужчина был госпитализирован.  Спустя час он скончался.

Неосторожное обращение с огнём — это самая распространенная причина возникновения пожаров, большинство  из которых возникает по вине людей, проявляющих беспечность и халатное отношение к вопросам пожарной безопасности.

  1. II. С приходом холодов «во главу угла» стала проблема безопасности при устройстве и эксплуатации отопительного оборудования и теплогенерирующих установок.

Пример:29 ноября днем осиповичские спасатели выезжали на ликвидацию возгорания в частный жилой дом по ул. Голанта. Благодаря раннему обнаружению и оперативности спасателей удалось спасти дом от огня: в результате произошедшего повреждено имущество. Как выяснилось, хозяева постоянно в доме не проживали, но часто приезжали. Вот и накануне утром они для того, чтобы не отсырело жилье,  протопили печь. Вплотную к печи находился матрац, который и загорелся от раскаленной  печи.

Во избежание печных ЧС:

-Прочистите и побелите дымоход. Скопившаяся в дымоходе  сажа не только ухудшает тягу, но и может стать причиной возгорания. Побеленный дымоход в пределах чердака всегда укажет на возможную печную проблему черной копотью.

Прибейте перед топкой к полу металлический лист. Подойдет цементная или плиточная основа. И даже несмотря на их наличие, не оставляйте открытыми топочные дверцы.

Не перекаливайте печь. При сильных морозах, печь безопаснее протапливать дважды в сутки, с некоторым интервалом. В процессе  топки контролируйте температуру поверхности печи. В случае, когда при контакте ладони с поверхностью печи появляются болевые ощущения, прекращайте топку.

-Опасно сушить и складировать на печах и около печей топливо, одежду и другие горючие вещества и материалы. Не применяйте для розжига бензин, керосин или другие легковоспламеняющиеся жидкости.

-Не оставляйте без присмотра топящиеся печи и не поручайте надзор за ними детям.  Минимум за 2 часа до сна прекращайте топку печи.

Внимания требует устройство и эксплуатация котельного оборудования,

неграмотная эксплуатация которого может повлечь разрушение не только котла, но даже и здания.

Во избежание нежелательных последствий:

— Очистите поверхности  внутри  котла  и дымоходы  от  сажи. Выполните  при  необходимости  их  ремонт;

Промойте систему отопления  и  заполните  её  водой;

— Убедитесь  в   герметичности   котла   и системы  отопления;

— Теплоизолируйте  находящиеся на чердаке и в неотапливаемых помещениях    трубопроводы  и  расширительный  бак.

— Проведите осмотр оголовков дымоходов и убедитесь в отсутствии их обмерзания и закупорки.

— До начала розжига котла откройте линию подпитки системы отопления и контрольную линию заполнения расширительного бака. Убедитесь, что давление по манометру, установленному на котле, не растет.

Замерзшие системы отопления можно отогревать при помощи горячего песка, воды, специальным прибором. А вот использовать открытый огонь запрещено.

Если Ваш котел нуждается в ремонте или Вы сомневаетесь в правильности его устройства, пока не поздно, устраните неполадки. Поверьте, это дешевле, чем заново отстраивать дом.

III. Как обезопасить свое жилье и свою жизнь от огня? Во-первых — строго соблюдая правила пожарной безопасности, а во-вторых, установив автономные пожарные извещатели в жилых комнатах (далее АПИ).

АПИ – это наиболее доступное средство, способное обезопасить людей и их жилье от страшных последствий пожара. Прибор реагирует на возникшее задымление, подавая мощный звуковой сигнал, услышать который может не только спящий человек, но и его соседи. Это особенно актуально ночью, когда человек спит и не чувствует запаха дыма, а также для болеющих людей, которые теряют обоняние и не чувствуют запаха дыма.

В этом году благодаря АПИ в Могилевской области спасено  22 человека, в том числе 9 детей.

Пример: Пока жена находилась на лечении, в частном жилом  доме агрогородка Ректа Горецкого района  «за старших» остались 52-летний хозяин вместе с 10-летним сыном. 11 января около 10 часов вечера семья легла спать, а около полуночи 12 января  мальчика разбудил громкий звук сработавшего автономного пожарного извещателя. Горел диван, на котором спал отец, комната была наполнена дымом. Мальчик стал будить отца, однако попытки оказались тщетны. Ребенок  бросился за помощью  к соседям, которые и эвакуировали мужчину. Спасенный не пострадал. В результате пожара поврежден диван и постельные принадлежности в комнате. В произошедшем виноват сам хозяин, имеющий  привычку курения в постели.

Пример: 6 мая около утром шестилетнего Никиту, проживающего с родителями и 4-мя малолетними братьями и сестрами (2013, 2016, 2017 и 2020 г.р.) в двухкомнатной квартире девятиэтажного жилого дома г. Осиповичи разбудил звук сработавшего автономного пожарного извещателя. Мальчик разбудил родителей, и семья незамедлительно эвакуировалась из огненного капкана. Огонь повредил имущество в комнате. Из-за сильного задымления эвакуация понадобилась и двоим жильцам  вышележащих этажей.

Очень важно верно выбрать место установки извещателя. Оптимальная точка – в центральной части потолка с небольшим смещением в сторону окна или двери, где происходит движение воздушных потоков. Многих интересует, как прекратить звучание, если АПИ сработал не от пожара. Для этого необходимо проветрить помещение либо в течение нескольких секунд пропылесосить АПИ, не снимая с потолка.

В процессе эксплуатации АПИ необходимо осуществлять его техническое обслуживание, которое заключается в очистке оптической системы извещателя при помощи фена в холодном режиме на максимальной мощности. Не разбирая извещатель, струю воздуха направьте на защитную сетку оптического элемента. Периодичность чистки не реже одного раза в год и при каждой ложной сработке. Также необходимо регулярно менять элемент питанию – «крону». О том, что пришло время это делать, извещатель сообщит постоянной подачей короткого звукового сигнала.

  1. IV. Угарный  газ невидим и никак не ощутим, он не имеет ни запаха, ни цвета,  но смертельно опасен. Попадая в дыхательные пути молекулы угарного газа быстро всасываются в кровь и связываются с молекулами гемоглобина.  Небольшая концентрация угарного газа вызывает удушье и головную боль, при превышении — наблюдается паралич и потеря сознания. А если концентрация газа в воздухе более 1,2 % – человек умирает за несколько секунд.

Пример: Преждевременное закрытие задвижки дымохода привело к трагедии. Так, 1 декабря 49-летний житель д. Любоничи Кировского района провел в компании знакомых: 35-летнего местного жителя и 43-летней жительницы д. Козуличи. В доме топилась печь и в результате преждевременного закрытия задвижки дымохода получили отравление угарным газом хозяин и женщина. Мужчина госпитализирован, а вот женщину спасти не удалось.

Симптомы отравления распознать вначале трудно, поэтому многие и не догадываются, что причиной недомогания является угарный газ.

Очень важно оказать первую помощь оперативно, так как необратимые последствия наступают очень быстро. Необходимо как можно быстрее вывести пострадавшего на свежий воздух. При отравлениях средней тяжести и тяжелой  — вызвать скорую помощь без промедления.

Причинами отравления угарным газом являются:

-Нарушение правил эксплуатации печного отопления (несвоевременное закрытие печной заслонки, недостаточный доступ свежего воздуха в топливник, плохая тяга).

-Неисправная работа печи и дымохода (трещины в конструкции печи, забитый дымоход).

-Нахождение человека в очаге пожара.

-Техническое обслуживание автомобиля в гараже или помещении с плохой вентиляцией.

-Сон в автомобиле с включенным двигателем.

Во избежание отравления угарным газом –  эксплуатируйте  печи и камины в соответствии с правилами пожарной безопасности. Регулярно проверяйте работу вентиляционной системы и своевременно чистите дымоход, а кладку печей и каминов доверяйте профессионалам.  Не закрывайте печную заслонку, пока угли полностью не прогорят.   Всегда отключайте двигатель автомобиля в закрытом гараже.

  1. V. Приближаются рождественские и новогодние праздники.

Ни один Новогодний праздник не обходится без главной «виновницы» торжества – елки. Не забывайте, что даже самое маленькое возгорание на елке может обернуться пожаром. Для того чтобы этого не произошло, придерживайтесь простых правил:

-Если Вы решили ставить в доме «живую» елку – не забывайте своевременно убирать осыпающееся иголки, так как они имеют свойство загораться от малейшей искры.

-Если Вы предпочитаете искусственную ель, при покупке не поленитесь ознакомиться с сертификатом качества новогодней красавицы.

-Уберите ковровые покрытия из помещения, где будет стоять ель.

-Поскольку дети очень любят елочные игрушки, установите лесную (или магазинную) гостью прочно, чтобы ребенок или домашний питомец не смогли ее опрокинуть.

-Елка должна стоять подальше от отопительных приборов, телевизора, батарей.

-Ель должна быть украшена только качественными игрушками и гирляндами заводского производства. Не следует украшать ватой, бумажными игрушками, свечами, ведь они создают опасную ситуацию.

-Ни в коем случае не оставляйте елку с включенной гирляндой без присмотра, выключайте ее перед сном и выходя из дома.

-Возле ели нельзя зажигать бенгальские огни и пользоваться хлопушками.

Если же все-таки что-то загорится, необходимо сразу же позвонить по телефону 101 или 112, а затем приступить к ликвидации по­жара, при этом главное- сохранять хладнокровие и спокойствие. Прежде всего, отключите электропитание гирлянды. Синтетическую елку водой не тушат – лучше накрыть ее плотной тканью (предварительно опрокинув на пол), а когда пламя потухнет, вынести на балкон и сразу же тщательно проветрить помещение (при возгорании таких полимеров выделяются отравляющие вещества). Елку натуральную можно тушить всеми подручными средствами, включая воду (при этом гирлянды обязательно должны быть отключены от розетки!). Главное — не переоцените свои силы, если становится опасно-  эвакуируйтесь и ждите приезда спасателей в безопасном месте.

  1. VI. Пиротехника. Новогодние и Рождественские праздники принято встречать не только с традиционными шампанским, мандаринами и салатом оливье, но и с залпами салютов и фейерверков.

Правила покупки и запуска пиротехники:

— Покупайте пиротехнические изделия только в специализированных магазинах. При покупке обратите внимание на сроки годности. Инструкция по применению должна быть на русском или белорусском языке. Обратите внимание на целостность заводской упаковки – повреждений на ней быть не должно. Перед применением внимательно изучите инструкцию.

-Храните пиротехнические изделия вдали от нагревательных приборов в недоступном для детей месте. Также не стоит использовать для хранения влажные помещения.

— Нельзя переносить пиротехнику в карманах, под одеждой, хранить без упаковки, а также разбирать или переделывать изделие.

— Запускайте пиротехнические изделия только на открытом воздухе. Отойдите  на безопасное расстояние от зданий и сооружений, а также автомобилей. Устанавливая фейерверк, салют, обложите их кирпичами, камнями, землей или снегом. Зажигая фейерверк, присядьте и подожгите фитиль на расстоянии вытянутой руки, после чего быстро отойдите на безопасное расстояние. Если пиротехника не сработала, то приближаться к ней можно не ранее чем через 15-20 минут.

По степени опасности пиротехнические изделия разделяются на 5 классов, в зависимости от того, на каком расстоянии от человека и зданий ее безопасно запускать.

1-й класс: хлопушки, бенгальские огни, фонтаны холодного огня. Их разрешено запускать, держа в руках и в помещении. Пиротехника этого класса не является взрывоопасной ввиду того, что в хлопушках, фонтанах холодного огня и бенгальских свечах нет ударной волны и разлетающихся в разные стороны осколков. Радиус опасной зоны составляет 0,5 метра.

Правила безопасного использования бенгальских огней:

Не нужно касаться бенгальскими огнями легковоспламеняющихся материалов, например, ваты, тканей. Держите их подальше от волос.

Не жгите их рядом с различными огнеопасными веществами, например, спиртом или маслом. Не кидайте конфетти во время жжения бенгальских огней.

Не следует класть бенгальские огни, нужно держать в руках либо ставить в держатель. Класть их можно только на металлическую, каменную либо на глиняную поверхность.

Не уходите в другую комнату, пока огни не погаснут, а потом опустите их в емкость с водой.

2-й класс: петарды, фонтаны и наземные фейерверки. Эти разновидности пиротехнических изделий запрещено использовать в закрытых помещениях. Безопасный радиус для этих изделий от 20 метров.

3-й класс: ракеты, фестивальные шары и салютные батареи. У этих изделий нет ударной волны, но производить запуск фейерверков этого класса опасности разрешено только на открытых пространствах. Безопасной зоной считается радиус от 30 метров, в зависимости от параметров самого пиротехнического изделия. Немало бед может наделать даже одна ракета. Она способна подняться на 30-тиметровую высоту, пробить оконное стекло и сжечь чью-то квартиру. Ракета неуправляема и непредсказуема. Траекторию ее полета невозможно ни просчитать, ни предугадать. Для смены курса летящего «снаряда» достаточно малейшего препятствия (стена здания, дерево и др.) или порыва ветра.

4-й и 5-й классы. Пиротехнические изделия четвертого и пятого класса разрешено применять только профессионалам, имеющим специальную лицензию.

Особое внимание взрослых хотелось бы обратить на использование пиротехники детьми. Приобретя у нелегальных продавцов пиротехнические изделия, дети начинают «шоу» еще задолго до начала праздников. Ради шутки забрасывают петарды друг  другу в капюшоны, бросают их под ноги прохожих. Зачастую происходит следующее – ребенок поджигает петарду и бросает ее на землю, но она не взрывается, следующее действие предсказуемо – ребенок поднимет опасную игрушку и она взрывается в его руках. Результат всегда печальный: трудно поддающиеся лечению ожоги и травмы. Ну, а если в руке взрывается ракета, то дело оборачивается более серьезными последствиями – ампутацией пальцев, инвалидностью до конца жизни. Обязательно объясните детям, какую опасность таят в себе пиротехнические изделия, и уж тем более не предлагайте им зажечь петарду либо запустить ракету.

СЧАСТЛИВОГО И БЕЗОПАСНОГО НОВОГО ГОДА ВАМ!

 

Материал подготовлен

Могилевским областным

управлением по ЧС Республики Беларусь

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Профилактика бытового насилия

Бытовая преступность – это преступления, совершенные самыми близкими для каждого из нас людьми: отцом, матерью, сестрой, братом. Другими словами, к правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественные отношения, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.

Как правило, правонарушения данного вида совершают:

—        лица, ведущие антиобщественный образ жизни, в прошлом судимые за умышленные преступления, но не вставшие на путь исправления. Это обычно алкоголики, бытовые пьяницы, постоянно нарушающие общественный порядок (совершающие хулиганские действия), занимающиеся истязаниями, издевающиеся над членами семьи, родственниками, соседями; преступления в быту – это проявление их общей антиобщественной позиции;

—        лица, ранее в целом характеризовавшиеся положительно, совершают преступления в сложных конфликтных ситуациях в ответ на неправильное, часто даже противоправное поведение потерпевших (угрозы, насилие, издевательства и т.д.). Преступления они совершают во многом случайно, часто в нетрезвом состоянии или под влиянием ситуации, других участников.

К числу наиболее важных криминогенных условий следует отнести пьянство, поскольку употребление спиртных напитков, а тем более систематическое, способствует ослаблению или потере самоконтроля, проявлению жестокости, грубости, вспыльчивости и агрессивности. Опьянение резко обостряет и другие отрицательные качества характера, чувства мести, ревности.

Семейно-бытовые отношения скрыты от посторонних глаз. Когда постоянные скандалы в семье выливаются в трагедию, то только тогда они и становятся достоянием гласности и заканчиваются наказанием. Нередко же семейным дебоширам, благодаря попустительству пострадавших членов семьи, равнодушию соседей, удается уклониться от ответственности. Именно поэтому одной из главных задач милиции в борьбе с «бытовой» преступностью является воспитание активной жизненной позиции граждан и нетерпимости к малейшим проявлениям домашнего насилия.

В сфере быта, как правило, совершается каждое третье убийство и тяжкое телесное повреждение. При совершении бытовых преступлений возрастает немотивированная жестокость, зачастую поведение преступников не поддается здравой логике и рассудку.

И в этом смысле бытовая преступность представляет собой особую социальную опасность, вызывает необходимость постоянного совершенствования работы по ее профилактике.

Любой человек может быть подвергнут насилию, но чаще всего от него страдают женщины и дети. Однако в ряде случаев и они, доведённые до отчаяния пьянством, побоями супруга (отца), могут причинить телесные повреждения своему обидчику, иногда с летальным исходом. Так, 25% жертв бытовых преступлений составляют мужчины. При этом насилие проявляется в семьях любого социально-экономического уровня, не зависимо от уровня образования и окружающего сообщества.

Многие жертвы семейных дебоширов чувствуют себя зависимыми от них. Из-за постоянных побоев и унижений они сломлены, поэтому часто смиряются со своей участью и терпят мучения всю жизнь. Это происходит по разным причинам: кто-то боится огласки, изменения социального положения или осуждения, а кто-то – нестабильности в жизни (в случае ухода: зачастую именно отсутствие жилья или средств к существованию вынуждает жертв терпеть насилие на протяжении долгих лет). Именно этим и пользуются домашние агрессоры. Для них страх жертвы – это главный рычаг управления ею.

Все их ухищрения действуют до тех пор, пока жертва сама не решится разорвать этот замкнутый круг. Нужно иметь немалую силу воли, чтобы суметь раз и навсегда покончить со своими мучениями.

Поэтому, если терпеть больше нет сил, и вы решили прекратить свои страдания, то необходимо заранее все продумать и подстраховаться. Нижеприведенные советы помогут вам это сделать.

Во-первых, если сложилась критическая ситуация, то постарайтесь незамедлительно покинуть квартиру (если есть дети, то вместе с ними). Помните, под угрозой ваша жизнь, поэтому действовать нужно быстро!

Если издевательства носят систематический характер, то заранее нужно собрать самые необходимые вещи и оставить их в безопасном месте – у родных или друзей. Заблаговременно договоритесь с ними о предоставлении для вас временного «убежища» в случае необходимости. Помните, убегая из жилища «в чем есть», Вы будете вынуждены в скором времени вернуться.

Всегда держите документы, ключи и деньги в таком месте, чтобы, покидая квартиру, вы могли быстро взять их с собой.

Попросите соседей, которым вы больше других доверяете, чтобы они вызывали милицию, если услышат из вашей квартиры крики.

Не пугайте понапрасну домашнего тирана уходом. Помните — он тоже боится вас потерять, ведь если вы уйдете, ему придется искать новую жертву. К тому же, если вы будете лишь угрожать, то со временем он Вам перестанет верить. А самое главное – Вы и сами потеряете веру в способность осуществить свое намерение.

В случае же, если вы не можете выйти из квартиры, необходимо:

—        запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;

—        позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;

—        громко звать на помощь, кричать «пожар» и т.д.;

—        открыть окна, попытаться привлечь внимание прохожих и попросить их о помощи;

—        если вам все-таки удалось выскочить на лестничную площадку, то звоните во все двери, кричите и зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, по крайней мере, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели происшествия в случае, если Вы в дальнейшем обратитесь в милицию.

Если насилие в отношении вас все же совершено, постарайтесь рассказать о нем как можно большему количеству людей: соседям, друзьям, родственникам, впоследствии они могут стать вашими свидетелями.

Если вы стали жертвой правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, если вам членом семьи причинены телесные повреждения, незамедлительно обратитесь в орган внутренних дел по месту жительства. Вам будет выдано направление для прохождения судебно-медицинской экспертизы с целью установления степени тяжести телесных повреждений. В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права Вы можете защитить в частном порядке, путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 УК Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ, или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев.

Если вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, сообщите данную информацию в ОВД. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.

Помните, безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие! Помните: в 95% случаев, если физическое насилие уже имело место, то одним разом дело не ограничится. Причем события будут происходить по нарастающей: с каждым последующим разом увеличивается степень жестокости и частота повторения.

Профилактика насилия в семье является одним из приоритетных направлений служебной деятельности органов внутренних дел.

Выявление и пресечение бытовых преступлений являются одной из форм профилактики и предупреждения более тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, особенно совершаемых в сфере бытовых отношений. Однако, проводить профилактику в отсутствии желания самих потерпевших – дело не легкое. Ведь в примирении семейных скандалов существуют определенные мотивы – совместные малолетние дети, финансовое положение, как правило, уплата штрафа опять же «бьет» по семейному бюджету и т. п. И жаль, что не многие понимают всю важность ответственности за так называемые «небольшие преступления». Безнаказанность приводит к повышению самооценки обидчика и вседозволенности его противоправных действий, что в свою очередь может привести к непоправимым последствиям.

Органы внутренних дел продолжают наращивать усилия в противодействии семейно-бытовой преступности. Используются предоставленные законодательством возможности, активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Это такие направления, как обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, принятия мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления, взаимодействие с сельскими и поселковыми комитетами, проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно-трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав, установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.

Инструментом индивидуальной профилактики правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон) является защитное предписание, предусматривающее установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

В текущем году в Могилевской области в отношении лиц, допускающих насилие в семье, вынесено 978 защитных предписаний, из которых 911 или 94% с установлением обязанности гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином, пострадавшим от насилия, жилое помещение, а также запрета распоряжаться общей совместной собственностью.

В настоящее время на учете в органах внутренних дел Могилевской области состоит более 3 тыс. лиц неоднократно привлеченных к административной ответственности за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения и свыше 1 тыс. лиц, допускающих насилие в семье.

И это далеко не весь перечень мероприятий, который проводится с целью предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Работа по оказанию помощи жертвам насилия в семье в Могилевской области организована согласно протоколам межведомственного взаимодействия местных исполнительных и распорядительных органов, их структурных подразделений по оказанию помощи лицам, пострадавшим от насилия в семье, которые утверждены в каждом районе области и определяют механизм взаимодействия при оказании помощи лицам, пострадавшим от насилия в семье.

Участниками межведомственного взаимодействия являются территориальные центры социального обслуживания населения, органы внутренних дел, образования, учреждения здравоохранения, а также общественные организации (ЧСПУО «SOS – детская деревня Могилев», ОО «Могилевский женский центр поддержки и самообразования», районные организации Белорусского общества Красного Креста и пр.).

Основными направлениями работы по реализации протоколов являются:

профилактика и выявление случаев насилия в семье;

мотивирование граждан на получение квалифицированной помощи в соответствующих службах;

обмен в рамках действующего законодательства между участниками межведомственного взаимодействия информацией о выявленных случаях насилия в семье;

оказание необходимой помощи жертвам насилия в семье;

организация и проведение информационных кампаний и др.

На территории Могилевской области действуют «кризисные» комнаты центров социального обслуживания населения, по оказанию помощи во временном приюте пострадавших от насилия в семье. В 2021 году в указанные комнаты обратилось 11 граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из-за совершенного по отношению к ним насилия в семье.

В случае если в отношении Вас допущено насилие в семье, требуется экстренная помощь по оказанию услуги «кризисной» комнаты Вы можете обратиться в милицию по телефону 102, после чего сотрудники органов внутренних дел незамедлительно примут меры по ограждению Вас от агрессора и направлению в «кризисную» комнату.

Для получения услуги «кризисной» комнаты Вы также вправе обратиться в территориальные центры социального обслуживания населения по месту жительства.

Номера телефонов ответственных за организацию работы «кризисных» комнат территориальных центров социального обслуживания населения Вы можете узнать на официальном сайте Могилевского областного исполнительного комитета mogilevregion.gov.by в разделе «Социальная поддержка и обслуживание».

В Республике Беларусь действует общенациональная горячая линия для пострадавших от насилия в семье: 8-801-100-8-801, работающая ежедневно в 8.00 до 20.00. Она предназначена для всех совершеннолетних жителей Беларуси, когда-либо столкнувшихся с насилием в семье: пострадавших, свидетелей актов насилия в семье, а также тех, кто опасается, что может оказаться в подобной ситуации.

Абоненты, обратившиеся на линию, могут получить социальную, юридическую, психологическую помощь совершенно бесплатно, конфиденциально и анонимно. Линию администрирует международное общественное объединение «Гендерные перспективы».

Профилактика семейного насилия – это проблема социальная и только слаженная работа всех субъектов профилактики и участие граждан позволит достичь положительных результатов в ее решении.

Управление внутренних дел Могилевского облисполкома продолжает осуществлять комплекс профилактических мер по обеспечению личной безопасности граждан, предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

 

Профилактика пьянства и алкоголизма

Одним из наиболее живучих пережитков прошлого не только в сознании, но и в быту отдельных людей является пьянство. Чрезмерное потребление алкоголя и связанное с ним опьянение вызывает эмоциональную неустойчивость, резкую смену чувств и настроений. Систематическое потребление алкогольных напитков пагубно воздействует на моральный и интеллектуальный уровень развития личности, вызывает антисоциальные и аморальные побуждения, эгоистические устремления. Как правило, все это приводит к совершению преступлений. Пьянство оказывает отрицательное воздействие на окружающих, особенно на молодежь, и тем самым также способствует увеличению количества правонарушений.

Алкоголь вызывает не только проблемы, связанные со здоровьем человека, он также является причиной порождения различных преступлений. Большинство преступлений, совершаемых как взрослыми людьми, так и подростками, происходит в результате алкогольного опьянения. Пьянство и алкоголизм взаимосвязаны: злоупотребление алкоголем способствует прогрессированию преступности, а преступность в свою очередь способствует увеличению пьянства и алкоголизма.

В силу того, что алкоголь в первую очередь негативным образом действует на психику человека, лишая его критичного отношения к ситуации, эти преступления являются абсурдными и жестокими. Протрезвев, преступнику бывает достаточно сложно объяснить мотивы его совершения.

Особенно заметна роль алкоголя в преступлениях, совершаемых против личности. В текущем году 77,7% убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, совершены в состоянии алкогольного опьянения.

Объясняется такая ситуация достаточно просто: в трезвом состоянии человек способен руководить своим поведением, контролировать свои негативные черты характера. При принятии алкоголя (особенно больших доз), а при прогрессировании алкоголизма достаточно и небольшого количества, для утраты сознательного контроля поведения. В состоянии алкогольного опьянения происходит высвобождение инстинктов, человек переходит к спонтанному реагированию, бывает достаточно одного слова или взгляда, способного вызвать агрессию со стороны пьяного человека.

Алкоголизм является психическим заболеванием, которое постепенно ведет к распаду и деградации личности, к утрате морально-этических норм поведения. Это хорошо видно на примере бомжей, попрошаек и остальных лиц, опустившихся на самое дно социальной лестницы.

Пьянство и алкоголизм остаются по-прежнему основным условием, создающим повышенный риск возникновения пожаров, травматизма и гибели людей от них.

Особенности алкоголизма, прямо или косвенно обусловливающие преступность, известны давно. Наиболее часто на почве алкоголизма совершаются убийства, наносятся телесные повреждения, изнасилования, побои, оскорбления и другие преступления против личности. Преступления, как правило, совершаются чаще всего людьми, склонными к злоупотреблению алкоголем. Влияние алкоголя прослеживается значительно чаще у лиц, совершивших повторное преступление, чем у тех, кто впервые привлечен к уголовной ответственности. Осужденные за убийство и изнасилование совершают повторное преступление, как правило, в состоянии алкогольного опьянения.

Характерно, что лица, обязанные воздержаться от употребления спиртных напитков в связи со спецификой своей работы, совершают значительно меньше преступлений, чем те, кто не занят трудовой деятельностью.

Как правило, увеличение потребления алкогольных напитков сопровождается ростом преступности. Это подтверждается увеличением количества преступлений против личности, общественной безопасности и т.п. в праздничные, выходные и предвыходные дни, когда спиртных напитков потребляется значительно больше, чем в обычные дни.

Сотрудниками территориальных органов внутренних дел области проводится широкий спектр мероприятий, направленных на профилактику пьянства и алкоголизма среди населения.

Только в текущем году к врачам-наркологам, для решения вопроса о постановке на диспансерный учет, доставлено свыше 1000 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и совершающих на этой почве правонарушения.

По материалам, подготовленными сотрудниками ОВД, решениями судов в лечебно-трудовые профилактории направлено 419 граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, 463 гражданина в настоящее время изолированы. Кроме того, 77 граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих свою семью в тяжелое материальное положение, ограничены в дееспособности.

В настоящее время на учете в органах внутренних дел Могилевской области состоит более 3 тыс. лиц неоднократно привлеченных к административной ответственности за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в отношении которых принимаются меры индивидуальной профилактики.

Помните! Алкоголизм и пьянство не остаются не замеченными и имеют тяжелые последствия, как для самого человека, так и для его близких.

Если Вы не равнодушны к проблеме пьянства и алкоголизма, не можете смотреть на разрушающиеся судьбы людей, их близких, слезы матерей и детей, УВД Могилевского облисполкома просит сообщить информацию о местах и лицах, занимающихся незаконным изготовлением и торговлей спиртными напитками, а также самогоноварением, по телефонам горячей линии «Пьянству нет!» 8-0222-295095, +375-29-1098095 (А1), +375-29-7514355 (МТС), +375-25-7982628 (Life).

 

Обеспечение безопасности дорожного движения.

Управление ГАИ МОБ УВД Могилевского облисполкома информирует, что в январе-июле 2021 года на дорогах области сформирована положительная динамика снижения уровня дорожно-транспортного травматизма.

В преобладающей части районов (городов) области (в 20 из 23 или
в 87,0 % от их общего числа) смертность в ДТП снизилась либо сопоставима с показателями за аналогичный период прошедшего года,
в т. ч. в 14 регионах не зарегистрировано фактов гибели людей в ДТП.

В рамках реализации поручений Главы государства в основу работы Госавтоинспекции заложена деятельность по созданию условий, исключающих нарушения ПДД и возможность ДТП.

Подготовлены и реализуются областная и региональные программы внедрения инженерных решений на улично-дорожной сети
с приоритетным вниманием местам притяжения несовершеннолетних.

При областном исполнительном комитете обеспечена работа экспертной группы из числа всех заинтересованных субъектов профилактики по устранению причин и условий ДТП, к работе которой привлечены специалисты ведущего профильного ВУЗа страны.

Наряду с этим, внедрена практика реализации малозатратных инженерных решений, в т. ч. воплощаемых за счет грамотного нанесения дорожной разметки. Так, например, значительная часть улиц областного центра для минимизации конфликтных ситуаций получили «карманы» для поворотов налево (разворотов) за счет заужения полос для движения, что в свою очередь способствует предупреждению нарушений скоростных режимов. Оптимизировано движение на основных кольцевых развязках, в т. ч. на въезде в город Могилев со стороны столицы. В своем большинстве пересмотрены фазы работы светофорных объектов, что нашло положительное отражение в улучшении пропускной способности улиц и придания транспортному потоку безопасной средней скорости
по так называемой «зеленной волне». На основных проблемных участках обеспечены треугольники видимости за счет установки технических средств, препятствующих хаотичной парковке транспорта, в местах массового притяжения в центральной части областного центра.

Существенное внимание обращено на исключение необоснованного транзитного движения грузового транспорта по улицам населенных пунктов и в первую очередь крупных городов особенно в условиях повышенных температур и сопряженного с этим интенсивного разрушения дорожного полотна.

Совокупным результатом проводимой работы явился минимальный за прошедшее полугодие уровень аварийности за десятилетие, что стало лучшим подарком к 85-летию службы ГАИ.

Вместе с тем наряду с позитивными тенденциями в состоянии дорожно-транспортной обстановки в ее динамике имеет место ряд негативных изменений.

На дорогах области погибли 2 ребенка. В Бобруйском районе имел место наезд на двигавшегося в сельском населенном пункте
на велосипеде по грунтовой дороге и упавшего на проезжей части
7-летнего мальчика, следовавшим позади автомобилем, а в Могилевском районе зарегистрировано резонансное ДТП с гибелью 4 человек, в т. ч.
2-летней девочки в результате лобового столкновения легкового автомобиля, выехавшего на полосу встречного движения, и седельного тягача с полуприцепом.

В своем большинстве гибель участников дорожного движения обусловлена столкновениями транспортных средств. При этом отмечен рост числа лобовых столкновений, а также аварий по причине неподчинения сигналам, знакам, разметке.

Увеличились отдельные показатели аварийности по вине водителей транспорта предприятий и организаций, с ростом тяжести таких ДТП, транзитных водителей, а также мотоциклистов.

На дорогах области пресечены 1202 факта управления механическими транспортными средствами в состоянии опьянения, при этом в отношении 1142 лиц приняты меры административно-правового воздействия и в 60 случаях возбуждены уголовные дела в связи
с повторностью противоправных действий.

В сравнении со средними значениями показателей аварийности
за 5 предшествующих лет на дорогах области практически вдвое снизилось число аварий по вине нетрезвых водителей.

Зарегистрировано 3567 правонарушений против безопасности движения со стороны пешеходов и иных участников дорожного движения, в т. ч. с проезжей части изъято 1451 лицо, находившееся
на улично-дородной сети в состоянии опьянения.

Осложнение дорожно-транспортной обстановки с ростом погибших в ДТП отмечено в 2 из 23 регионах области (в 8,7 % от их общего числа), при этом наиболее негативная динамика имеет место в Осиповичском районе.

Информируя о состоянии дорожно-транспортной обстановки
в области, обращаю дополнительное внимание, что с учетом требований законодательства необходимо систематически проводить в трудовых коллективах целенаправленную профилактическую работу
по обеспечению дорожной безопасности.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 1065 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта
2004 г. № 1» требуется организация прохождения проверки знаний Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», водителями автомобильных средств и работниками, совмещающими данную профессию, при допуске
к самостоятельной работе, а также повторно – не реже одного раза в три года.

Не реже одного раза в полугодие вышеуказанным постановлением Совмина предписано проведение организациями независимо от форм собственности единого дня безопасности дорожного движения в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при эксплуатации транспортных средств.

Для исключения фактов допуска к управлению лиц, лишенных такого права, следует проверять водительский состав на предмет допущенных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта на основании соответствующих запросов
в информационное подразделение УВД Могилевского облисполкома
в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909.

В соответствии с положениями статьи 6.13 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях юридическое лицо по требованию должностного лица органа, ведущего административный процесс, обязано в пятидневный срок представить информацию о лице, управлявшем транспортным средством, принадлежащим этому юридическому лицу, в случае фиксации административного правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Отдельного внимания заслуживает вопрос пропаганды использования работниками световозвращающих элементов, обеспечения их специальной одеждой со световозвращающими вставками.

В преддверии осенне-зимнего периода с непродолжительным световым днем целесообразно дополнительно рассмотреть возможность приобретения фликеров за счет средств организации для распространения среди работников и членов их семей, в т. ч. детей.

Наряду с этим, в целях своевременного реагирования на изменения дорожно-транспортной обстановки необходимо привлечение Ваших работников к незамедлительному информированию ОВД по телефонной линии «102» о нахождении на дороге лиц, которые своими действиями могут спровоцировать ДТП.

 

 

Материал подготовлен

УВД Могилевского облисполкома