МОГИЛЁВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
МОГИЛЕВСКИЙ ДИАЛОГ:
Итоги проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов
Об итогах социально-экономического
развития Могилевской области за 9 месяцев 2020 г.
материал для информационно-пропагандистских групп
г. Могилёв
ноябрь 2020 г.
-
МОГИЛЕВСКИЙ ДИАЛОГ:
Итоги проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов
Во исполнение поручений Главы государства, данных 16 сентября 2020 г. в ходе встречи с активом Республики Беларусь по вопросам общественно-политической ситуации в стране, в Могилевской области в период с 13 по 23 октября 2020 была организована работа диалоговых площадок по вопросам конституционной реформы, иным актуальным проблемам развития страны и регионов.
В городах Могилеве и Бобруйске проведено 9 региональных дискуссий по направлениям:
— конституционное реформирование и партийное строительство;
— повышение роли местного управления и самоуправления с проекцией на развитие регионов;
— государственная молодежная политика;
-социальная сфера (образование, спорт, культура, экология);
— экономика (инфраструктура, бизнес, региональные проекты).
В каждом районе области состоялись региональные дискуссии в рамках проведения расширенных заседаний координационных советов общественных организаций и политических партий регионов, в то числе таких, как Коммунистическая партия Беларуси, Объединенная гражданская партия, партия левых «Справедливый мир», БНФ, т.е. был представлен широкий спектр гражданского общества.
Все региональные дискуссии прошли в заинтересованной, открытой обстановке с внесением конкретных предложений, направленных на улучшения качества жизни населения, на сохранение мира и согласия в обществе.
Например, обсуждение основных направлений совершенствования национального конституционного законодательства состоялось 16 октября в Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова в рамках работы открытой региональной платформы «Конституционное строительство».
Участниками платформы обсуждены и предложены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь по вопросам государственного строительства, механизма назначения руководителей органов исполнительной власти и судей, совершенствования функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь», а именно:
1. Целесообразно на конституционном уровне определить правовой статус Всебелорусского народного собрания;
Ввести норму о Всебелорусском народном собрании как представительном органе власти в раздел IV Конституции. Определить Всебелорусское народное собрание как представительный орган власти, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения по важнейшим вопросам государственной жизни и государственного строительства;
2. В соответствии с принципом разделения властей одно и то же лицо не вправе быть членом и высшего законодательного, и высшего исполнительного органов власти. Этому противоречит ч. 3 ст. 92, в которой отмечается, что депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Кроме того, депутаты в Республике Беларусь работают на профессиональной основе и как указывается, например, в Конституции Российской Федерации, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;
3. Ранее Конституция предусматривала существование в Республике Беларусь Контрольной палаты. Ее Председатель и Совет избирался Парламентом. В целях усиления полномочий Парламента в сфере контроля стоит либо вернуться к данному варианту, либо осуществлять назначение Председателя Комитета государственного контроля Президентом, но с согласия Совета Республики (п. 12 ст. 84).
Создание института общественного контроля деятельности контрольно-надзорных органов позволит: повысить общественное доверие к власти; повысить ответственность государственных служащих за эффективность своей деятельности; сократить уровень коррупции при осуществлении государственного контроля и надзора за счет осуществления прозрачных процессов, их регламентации и публичного мониторинга; оптимизировать бюджетные расходы – за счет сокращения малоэффективных контрольных мероприятий и оптимизации численности контрольно-надзорных органов;
4. Изменить статус Конституционного Суда, включить его не в судебную систему, а в систему органов контроля, наряду с прокуратурой и Комитетом государственного контроля, вернув шестому разделу Конституции прежнее название «Государственный контроль и надзор»;
5. Для повышения доверия к Центральной комиссии по проведению выборов и республиканских референдумов предложено вернуться к первой редакции Конституции. В ней данная комиссия образовывалась Парламентом. Либо использовать систему, когда 1/3 часть Центризбиркома определяется Президентом, 1/3 – Палатой представителей, 1/3 – Советом Республики (п.4 ст. 84). Также можно уточнить в п.11, что смещать Президент имеет право только тех членов Центральной избирательной комиссии, которых назначил он сам, но избранных Парламентом (п. 11 ст. 84);
6. Вышеуказанный подход возможен и для формирования Конституционного Суда для усиления его независимости и укрепления системы сдержек и противовесов (п.10 ст. 84; п.3 ст. 98);
7. Исключить в тексте Конституции упоминание о хозяйственном суде;
8. Предлагаемые изменения и дополнения в Основной закон страны в рамках обсуждения вопроса смертной казни. Заключение Конституционного суда Республики Беларусь от 11 марта 2004 г.
№З-171/2004 обращает внимание на то, что часть третья статьи
24 Конституции Республики Беларусь позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. По мнению Конституционного Суда вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге – об объявлении моратория на его применение, может быть решен Главой государства и Парламентом.
В качестве одного из вариантов решения указанного вопроса может стать ратификация Республикой Беларусь Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989г., в соответствии с которым ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства – участника этого Протокола, не подвергается смертной казни (пункт 1), каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (пункт 2).
Нашей Конституцией каждому гражданину гарантировано право на жизнь, исходя из гуманных общечеловеческих ценностей, считаем, что государство вправе на данном этапе взять на себя ответственность и объявить мораторий на применение смертной казни;
9. Предлагаемые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь в рамках решения вопроса о введении института уполномоченного по правам человека:
Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и их защиту на территории Республики Беларусь и в пределах ее юрисдикции на постоянной основе осуществляет Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь.
Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь является независимым должностным лицом, которое следит за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами, содействует восстановлению нарушенных прав и свобод, совершенствованию нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод. Порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь определяется законом.
Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь пользуется неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Палата представителей решает вопрос о даче согласия на арест Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь или на лишение его свободы иным образом, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.
Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.
Также были обсуждены и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и глав Основного закона нашей страны. В частности, например, предлагается:
1. При проведения второго тура выборов Президента Республики Беларусь целесообразно перейти от абсолютного большинства к относительному, как это принято во многих странах (ч. 3 ст. 82 Конституции Республики Беларусь);
2. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия временно переходят к Премьер-министру (ст. 89). Однако если с Премьер-министром что-либо случится, кто до избрания нового Главы государства будет исполнять президентские полномочия и кто будет возглавлять исполнительную власть. Предлагаем на этот случай предусмотреть несколько возможных вариантов замещения вакантной должности по примеру некоторых стран мира;
3. Ценз проживания необходим чтобы лицо, представляющее интересы той или иной области страны, знало существующую там обстановку, наличие тех или иных региональных проблем.
Это обусловлено тем, что, например, в отношении Президента уточнено – Главой государства может быть гражданин Республики Беларусь постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ст. 80), то относительно членов Совета Республики такого уточнения нет (ч. 2 ст. 92). Желательно было бы также указать, что членом Совета Республики может быть гражданин, постоянно проживающий на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет непосредственно перед выборами, либо 5 лет из последних 10;
4. Временные декреты Президента Республики Беларусь сохраняют силу, если они не будут отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания (ч.3 ст. 101). Однако набрать 2/3 голосов очень сложно, в соответствии с чем, предлагается уменьшить данный показатель до абсолютного большинства голосов от полного состава каждой из палат Парламента;
5. Целесообразно расширить число субъектов права законодательной инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционные Суды (ст. 99).
В соответствии с редакцией Конституции 1994 г. законодательной инициативой обладали также Генеральный прокурор, Контрольная палата и Национальный банк;
6. Предлагается сохранить за Президентом только право на формирование Верховного Суда, а формирование судов нижестоящих инстанций передать в компетенцию Верховного Суда или областных судов в соответствии с судебной иерархией.
Много предложений внесено и по другим направлениям дискуссионных площадок.
Так, на дискуссионной площадке «Местное управление и самоуправление» обсуждали вопросы повышения роли самоуправления, расширения полномочий местных Советов депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов, земельным вопросам. Одним из предложений было повышение самостоятельности районов, налоговая и бюджетная автономия. Для этого предложено внести ряд изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
Обсуждался также вопрос об усилении роли местного самоуправления. Участники высказали предложение об упразднении сельских Советов депутатов и создания сельских администраций с выбором Главы администрации путём голосования.
Кроме этого предлагалось внести изменения в законодательство в части упрощения процедуры формирования органов территориального общественного самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.
Много внимания участниками дискуссий было уделено вопросам расширения полномочий коллегиальных и единоличных органов местного самоуправления, предоставление им финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения, право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам местного значения.
При обсуждении вопросов молодежной политики, участники дискуссии выработали ряд конкретных предложений, а именно:
— создать самостоятельный республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, который будет реализовывать свои полномочия через подразделения в структуре местных исполнительных органов;
— разработать и утвердить Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2022-2025 годы;
— установить порядок финансирования молодежных проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;
— создать единый молодежный информационный портал в Республике Беларусь;
— рассмотреть вопрос об увеличении возраста молодых граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от шестнадцати до тридцати пяти лет.
Вопросы развития экономики активно обсуждены с участием директорского корпуса области, предпринимательских структур, научной общественности, ведущих экономистов и юристов. 13 октября участники региональной дискуссии, прошедшей в г. Могилеве на базе ГУВПО «Белорусско-Российский университет», внесли ряд конкретных предложений, направленных на развитие бизнеса, экономических процессов, деловой инициативы, создание инновационных производств, а именно:
— сократить сроки принятия государственными органами различных решений (о выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство);
— определить наиболее интересные для инвесторов площадки и вкладывать бюджетные средства в инженерную инфраструктуру. Особо остро стоит вопрос с финансированием СЭЗ по данному направлению;
— предусмотреть возможность предоставления льгот для крупных и мелких организаций объединенных в кооперационные цепочки и выпускающих инновационную, импортозамещающую, экспортоориентированную продукцию;
— определить источник финансирования организаций кластерного развития, которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;
— дополнить виды работ, которые может выполнять организация, выполняющая установку нового оборудования, с разработкой ПСД но без дополнительного разрешения исполкомов, такими работами как работы по прокладке или замене инженерных сетей и технологического оборудования, находящихся вне зданий, но являющихся частью оборудования, а также отделочных и других работ производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность здания;
— гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;
— исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления, более активно использовать практику применения залога;
— исключительное право на решение о лишении собственности, принудительной остановке работы организаций предоставить только суду;
— внести корректировки по вопросам исчисления размеров пенсии для руководителей субъектов хозяйствования государственной формы собственности с долей государства более 50%, увязав ее со стажем, и результатами деятельности общества;
— развить инструменты финансирования МСП в рамках мероприятий по поддержке предпринимательства, особое внимание уделить грантам;
— с учетом сложившейся ситуации внести изменения в систему оплаты за энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за них, а также рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного субсидирования;
— определить, что организации (за исключением нефтехимии, калийных удобрений и т.п.), имеющие рентабельность выше 20%, сверхприбыль вкладывают в развитие территорий, на которых они расположены;
— с целью более качественного подбора аспирантов ВУЗов, предоставить право второй отсрочки от службы в вооруженных силах для обучения в аспирантуре;
— организовать взаимодействие ВУЗов и организаций по написанию курсовых и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования.
Вопросы функционирования и развития социальной сферы рассмотрены на региональной дискуссионной площадке, состоявшейся в г. Могилеве 19.10.2020 года. В результате внесены следующие предложения:
— отвязать штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;
— ввести единый экзамен по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, проводимый независимыми комиссиям, с целью распределения потоков учащихся для дальнейшего обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;
— ввести единый государственный экзамен в форме независимого ЦТ, объединив выпускные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в высшие учебные заведения;
— создать республиканскую Интернет-платформу для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным вопросам обучения и воспитания (с привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики).
— расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или услуги ассистента предоставляются для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы сопровождения;
— предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной основе;
— проработать вопрос о создании республиканской общественной организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение, реставрацию и использование объектов для публичного посещения, культурно-образовательных целей;
— пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
— разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению объектами инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные площадки на дворовой территории, велодорожки);
— разделить ответственность туристических операторов и туристических агентов перед потребителем услуг.
По данному направлению внесено ряд предложений по внесению изменений в Конституцию Республики Беларусь на дискуссионной площадке города Бобруйска, а именно предложено:
-
Второй абзац статьи 49 изложить в следующей редакции: «Гарантируется доступность и бесплатность дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях».
2. Статью 49 дополнить пунктами:
1.Общее базовое образование является обязательным.
2.Родители и (или) лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми общего базового образования.
3.Родители и (или) лица, их заменяющие, имеют право выбора государственного или негосударственного учреждения образования.
4.Государством устанавливаются образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.
3. Статью 32 изложить в следующей редакции:
Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь в вопросах жизнеобеспечения.
Одиноким нетрудоспособным пожилым гражданам и инвалидам гарантирована помощь государства в вопросах их жизнеустройства.
В статье 32 в пункте 4 слова «решения суда» заменить словами «решения уполномоченного органа».
4. Статью 45 изложить в следующей редакции:
Граждане Республики Беларусь обязаны ответственно относиться к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих.
5. Необходимо расширение критериев определения возрастных категорий, предусмотренных Положением о критериях определения возрастных категорий детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 871.
Ряд конкретных предложений поступило от районных дискуссионных площадок, например о введении смешанной избирательной системы, о расширении полномочий местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов (областного и районного уровня) по вопросам социально-экономического развития и жизнеобеспечения регионов.
На дискуссионных площадках много предложений было по принятию дополнительных мер по привлечению и закреплению молодежи в малых и средних городах и сельской местности таких как:
расширение объемов строительства арендного жилья;
расширения полномочий местным органам власти по определению категорий молодых граждан (до 31 года) для получения арендного жилья, исходя из реальной потребности региона;
выделение льготного кредита для молодых специалистов не зависимо от места жительства родителей;
поддержка предпринимательской инициативы через бюджетное финансирование не только безработным гражданам, но и выделение грандов молодым гражданам, в том числе и предпринимателям, на реализацию бизнес-проектов на конкурсной основе и на обучение новым востребованным специальностям и другие.
На дискуссионных площадках также обсуждались вопросы укрепления материально-технической базы учреждений образования, культуры, здравоохранения районного уровня, развития коммунальных объектов, транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Активно поднимался вопрос о возможном изменении административно-территориальной системы. Отмечено, что неопределенность и непонимание о статусе того или иного районного центра приводит к тому, что семьи не понимают можно ли планировать будущее свое и своих детей в данном населенном пункте, открывать бизнес или нет.
Высказано пожелание, чтобы в результате административной реформы сохранились малые города, ведь именно вокруг них сегодня концентрируются сельские населенные пункты, жители планируют свою жизнь с учетом уже сложившейся инфраструктуры на местах, а любое укрупнение, как показал уже опыт, или перенос центров районов, приведет к дальнейшему усилению урбанизации в стране.
23 октября состоялось пленарное заседание по итогам проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов «Могилевский диалог», все поступившие предложения обобщены и включены в итоговую резолюцию.
В течение ноября-декабря 2020 года для сбора предложений от населения по актуальным вопросам развития страны и регионов на базе общественных приемных РОО «Белая Русь» в каждом регионе области организован прием граждан участниками региональных диалоговых площадок по вопросам конституционной реформы, иным актуальным проблемам развития страны и регионов – для районов два раза в неделю, для городов Могилева и Бобруйска ежедневно (кроме выходных дней) с 17-00 до 19-00. Графики приема опубликованы в региональных средствах массовой информации, размещены на официальных сайтах горрайисполкомов, администраций районов в гг. Могилеве и Бобруйске
Резолюция
по итогам проведения пленарного заседания по итогам проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов «Могилевский диалог» 23.10.2020 г.
Представители органов государственного управления и самоуправления, депутатского корпуса, общественных организаций и политических партий, населения Могилевской области по итогам проведения в области региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов вносят следующие предложения по результатам рассмотрения вопросов на диалоговых площадках:
-
По вопросам конституционного реформирования и партийного строительства:
— на конституционном уровне закрепить информационный статус Белорусского государства;
— предусмотреть совершенствование функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь;
— произвести имплементацию смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы;
— ввести мораторий на применение смертной казни;
— ввести институт уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь.
Обсуждены и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и глав Основного закона Республики Беларусь: о порядке формирования Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, полномочиях Конституционного Суда, определении правового статуса Всебелорусского народного собрания, о создании института общественного контроля деятельности контрольно-надзорных органов, исполнении обязанностей Президента Республики Беларусь при невозможности исполнения им своих обязанностей, правовом статусе Декретов Президента Республики Беларусь, расширении числа субъектов права законодательной инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционные Суды.
-
По вопросам повышения роли местного управления и самоуправления с проекцией на развитие регионов:
— местные Советы депутатов избираются на 5 лет;
— рассмотреть возможность реорганизации сельских Советов депутатов в сельские администрации с выбором Главы администрации путем голосования;
— расширить полномочия местных Советов депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов и земельным вопросам;
— повысить самостоятельность районов, налоговую и бюджетную автономию;
-расширить полномочия и функции органов местного самоуправления (депутатам и органам территориального общественного самоуправления (далее – ОТОС), с предоставлением им финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения, право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам местного значения;
-упростить процедуры формирования органов территориального общественного самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.
-
По вопросам экономики:
— с целью более качественного подбора аспирантов ВУЗов, предоставить право второй отсрочки от службы в вооруженных силах для обучения в аспирантуре, магистратуре;
— организовать взаимодействие ВУЗов и организаций по написанию курсовых и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования;
— развить инструменты финансирования малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий по поддержке предпринимательства, особое внимание уделить грантам;
— предусмотреть возможность предоставления льгот для крупных и мелких организаций, объединенных в кооперационные цепочки и выпускающих инновационную, импортозамещающую, экспортоориентированную продукцию;
-
определить источник финансирования для организаций кластерного
развития, которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;
-
— сократить сроки принятия государственными органами различных решений (о выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство и др.);
-
— гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;
-
— исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления, активно использовать практику применения залога;
-
— внести корректировки в нормативные акты по вопросам исчисления размеров пенсии для руководителей субъектов хозяйствования;
-
— внести изменения в систему оплаты за энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за них, а также рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного субсидирования;
-
— определить в каждом районе производственные площадки и вкладывать средства республиканского бюджета в инженерную инфраструктуру. Продолжить работу по развитию свободных экономических зон.
4. По вопросам молодежной политики:
-создать самостоятельный республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, который будет реализовать свои полномочия через подразделения в структуре местных исполнительных органов;
— разработать и утвердить Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2022-2025 годы;
— установить порядок финансирования молодежных проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;
— создать единый молодежный информационный портал в Республике Беларусь;
— рассмотреть вопрос об увеличении возраста молодых граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от шестнадцати до тридцати пяти лет.
5. По вопросам развития социальной сферы:
— отвязать штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;
— ввести единый экзамен по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, проводимый независимыми комиссиям, с целью распределения потоков учащихся для дальнейшего обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;
— ввести единый государственный экзамен в форме независимого ЦТ, объединив выпускные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в высшие учебные заведения;
— создать республиканскую Интернет-платформу для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным вопросам обучения и воспитания (с привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики);
— расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или услуги ассистента предоставляются для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы сопровождения;
— предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной основе;
— проработать вопрос о создании республиканской общественной организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение, реставрацию и использование объектов для публичного посещения, культурно-образовательных целей;
— пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
— предусмотреть отчисления от продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия для направления полученных средств на реконструкцию и реставрацию объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
— разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению объектами инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные площадки на дворовой территории, велодорожки);
— разделить ответственность туристических операторов и туристических агентов перед потребителем услуг.
Главное управление идеологической работы и по делам молодежи облисполкома
- Об итогах социально-экономического развития Могилевской области за 9 месяцев 2020 г.
Валовой региональный продукт. По итогам работы за 9 месяцев 2020 г. объем валового регионального продукта (далее – ВРП) составил 7 070,2 млн. рублей в текущих ценах, или 100,3 % в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2019 года при задании на январь-сентябрь 2020 г. – 103 %.
Темп роста производительности труда по ВРП за январь-август 2020 г. составил 100,9 % при задании на январь-сентябрь 2020 г. – 103,1 %.
Положительный вклад в прирост ВРП обеспечен за счет сельского, лесного и рыбного хозяйства (0,8 %), промышленности (0,3 %) строительства (0,1 %), оптовой и розничной торговли (0,2 %). Организации транспорта и прочие виды деятельности оказали отрицательное влияние на ВРП – «минус» 0,5 % и «минус» 0,6 % соответственно.
Промышленность. По итогам работы за январь-сентябрь 2020 г. промышленными организациями области произведено продукции на сумму 7,3 млрд. рублей и сформировано более трети валовой добавленной стоимости (34,1 %).
Индекс промышленного производства (далее – ИПП) составил 101,0 %, в том числе по видам экономической деятельности: «Горнодобывающая промышленность» – 138,1 %, «Обрабатывающая промышленность» – 100,4 %, «Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом» – 104,7 % и «Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 101 %.
За январь-сентябрь 2020 г. по отношению к уровню аналогичного периода 2019 г. снижены объемы производства: обуви (темп роста – 68,8 %), шин для автобусов, грузовых автомобилей (74,5 %), труб стальных (80,7 %), тракторов для сельского и лесного хозяйства (83,6 %), пиломатериалов (89,1 %) и другой продукции. При этом увеличено производство: цельномолочной продукции (107,5 %), химических волокон (111,1 %), плит древесно-стружечных (124,2 %), сыров (кроме плавленого сыра) (141,1 %), и других товаров.
В структуре промышленного производства области по-прежнему снижается удельный вес республиканских организаций (с 59 % по итогам 2019 года до 55,2 % за 9 месяцев 2020 г.). При этом удельный вес организаций коммунальной формы собственности и юридических лиц без ведомственной подчиненности увеличивается. Доля коммунальных организаций увеличилась с 17,6 % до 19 % и лиц без ведомственной подчиненности с 23,4 % до 25,8 % соответственно.
Отрицательное влияние на итоги работы промышленности в январе-сентябре 2020 г. оказали организации концерна «Белнефтехим»(ИПП – 81,5 %), Минпрома (95,4 %), концерна «Беллесбумпром» (95,4 %), концерна «Беллегпром» (96,2 %).
Результаты мониторинга работы крупнейших промышленных предприятий области (порядка 45 организаций, удельный вес которых в объеме промышленного производства области составляет около 70 %) показали, что по итогам работы за январь-сентябрь 2020 г. 23 организациями допущено снижение индекса промышленного производства, рассчитанного по установленному набору товаров-представителей.
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в организациях промышленности в январе-сентябре 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличился на 3,8 п.п. и составил 12,3 %.
Запасы готовой продукции на складах организаций промышленности по сравнению с их наличием на 1 января 2020 г. сократились на 13,9 млн. рублей и на 1 октября 2020 г. составили 411,9 млн. рублей. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составило 64,8 %.
Промышленным комплексом области по итогам 9 месяцев 2020 г. обеспечен рост выручки от реализации продукции на 2,1 % по отношению к уровню аналогичного периода 2019 года (7,4 млрд. рублей, или 58,1 % в общем объеме выручки области). Рентабельность продаж сложилась на уровне 6,4 %, рентабельность реализованной продукции – 7,7 % (рост к уровню аналогичного периода 2019 года составил 2,4 п.п. и 3,0 п.п. соответственно). Рентабельными являются 80,8 % промышленных организаций области.
В январе-сентябре 2020 г. в промышленности получен чистый убыток в размере 182,8 млн. рублей, что на 686,8 млн. рублей меньше суммы убытка за январь-март текущего года (за январь-сентябрь 2019 г. – чистая прибыль в размере 291 млн. рублей).
По итогам работы за 9 месяцев 2020 г. 39 промышленных организаций области являются убыточными, сумма полученного ими чистого убытка составила 458,7 млн. рублей. В сравнении с 1 кварталом текущего года количество убыточных промышленных организаций сократилось на 23 единиц (с 62 до 39), сумма их чистого убытка уменьшилась почти на 461,3 млн. рублей (с 920 млн. рублей до 458,7 млн. рублей).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в промышленном секторе за январь-сентябрь 2020 г. составила 1 072,2 рубля, или 109,7 % к январю-сентябрю 2019 г.
В региональный План мероприятий по импортозамещению Могилевской области на 2020 год включено 93 субъекта хозяйствования, в том числе 68 организаций малого и среднего бизнеса. Отслеживается динамика производства импортозамещающей продукции по 158 товарным позициям.
По итогам работы за январь-сентябрь 2020 г. произведено продукции импортозамещающего характера на сумму 520 млн. долларов при годовом задании 664 млн. долларов, что составило 78,3 % выполнения годового задания. Отгружено на экспорт порядка 267,7 млн. долларов, или 51,5 % произведенной продукции.
В рамках Плана мероприятий организациями малого и среднего бизнеса произведено импортозамещающей продукции на сумму 285,5 млн. долларов (54,9 % в общем объеме производства Плана мероприятий). Объем поставок продукции на экспорт данной категории организаций составил 163,8 млн. долларов (57,4 % произведенной продукции).
За январь-сентябрь 2020 г. темп роста объемов производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 105,7 %, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 110 %, при задании 122,5 % и 129,5 % соответственно.
Всеми районами области, за исключением Кличевского, не обеспечено выполнение установленных на январь-сентябрь 2020 г. заданий по темпу роста объемов производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий. Также всеми районами области, за исключением Кировского и Кличевского, не обеспечено выполнение заданий по темпу роста объемов производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях.
В целом по области задание по выращиванию КРС выполнено на 72,2 %, свиней – на 70,9 %, производству молока – на 83,1 %, яиц – на 88,3 %.
За январь-сентябрь 2020 г. в сельскохозяйственных организациях области по отношению к соответствующему периоду 2019 года увеличились объемы производства и реализации молока на 4,9 % до 507,4 тыс. тонн и на 7,1 % до 448,7 тыс. тонн соответственно, выращивания и реализации скота и птицы – на 4,8 % до 161,2 тыс. тонн и на 4,4 % до 153,8 тыс. тонн соответственно, производства яиц – на 4,8 % до 180,6 млн. штук, выращивания зерновых и зернобобовых культур – на 37,2 % до 1,1 млн. тонн, масло семян рапса – на 40,6 % до 84,3 тыс. тонн.
За январь-сентябрь 2020 г. в сельскохозяйственных организациях области получено 1137,2 млрд. рублей выручки от реализации продукции товаров работ и услуг (темп роста 116,8 % к январю-сентябрю 2019 г.), 54 млн. рублей чистой прибыли (75,2 %) при рентабельности продаж 4 % («плюс» 0,5 п.п.).
За январь-сентябрь 2020 г. 11 сельскохозяйственных организаций области являлись убыточными, сумма полученного ими чистого убытка составила 8,6 млн. рублей. В сравнении с январем-сентябрем 2019 г. отмечается увеличение сумма полученного ими чистого убытка на 708 тыс. рублей. Убыточность сельскохозяйственных организаций обусловлена недостаточным уровнем объемов производства сельскохозяйственной продукции и низкой продуктивностью скота.
Строительство и транспорт. Объем подрядных работ, выполненных собственными силами, за январь-сентябрь 2020 г. в целом по области составил 724,3 млн. рублей, или в сопоставимых ценах 103 % к соответствующему периоду 2019 года.
Объем строительно-монтажных работ (далее – СМР) составил 664,9 млн. рублей при задании 650,8 млн. рублей, или 102,2 % к заданию и 102,2 % в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2019 года.
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) организаций с основным видом деятельности «Строительство» за январь-сентябрь 2020 г. составила 512,8 млн. рублей, или 123,1 % к соответствующему периоду 2019 года. Рентабельность реализованной продукции товаров, работ, услуг составила 8,5 % (в январе-сентябре 2019 г. – 2 %), рентабельность продаж – 6,9 % (1,8 %). По итогам работы за 9 месяцев строительными организациями области получена чистая прибыль в размере 21,3 млн. рублей (за январь-сентябрь 2019 г. чистый убыток составлял 3,9 млн. рублей).
За январь-сентябрь 2020 г. 22 организации с видом экономической деятельности «Строительство» являлись убыточными (25,3 % от общего числа строительных организаций области), что на 3 единицы меньше, чем за соответствующий период 2019 года. Сумма полученного ими чистого убытка составила 6,7 млн. рублей и сократилась по сравнению с январем-сентябрем 2019 г. на 59,1 %.
За январь-сентябрь 2020 г. в области введено в эксплуатацию 228,866 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (96,5 % от задания на январь-сентябрь и 99,4 % к уровню аналогичного периода 2019 года), в том числе с государственной поддержкой – 86,394 тыс. кв. метров (101,1 % к годовому заданию).
Построено 43 квартиры общей площадью 1,815 тыс. кв. метров социального пользования (80,7 % от годового задания); 928 квартир для 908 многодетных семей общей площадью 63,051 тыс. кв. метров (93,6 %); 196 арендных квартир общей площадью 10,872 тыс. кв. метров (73,3 %).
В индивидуальном жилищном строительстве введено в эксплуатацию 81,269 тыс. кв. метров (73,9 % от годового задания).
На территории юго-восточного региона области введено в эксплуатацию 24,379 тыс. кв. метров жилья (121,9 % к годовому заданию).
За январь-сентябрь 2020 г. на финансирование строительства жилья направлено 3,108 млн. рублей льготных кредитных ресурсов ОАО «АСБ Беларусбанк» в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13; 68,592 млн. рублей кредитных ресурсов в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240.
На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры по заказчикам КУДП «УКСы» городов и районов за январь-сентябрь 2020 г. направлено 31,412 млн. рублей.
За 9 месяцев организациями и индивидуальными предпринимателями перевезено 16,7 млн. тонн грузов, или 107,3 % к соответствующему периоду 2019 года. Грузооборот составил 1 783,1 млн. тонно-километров, или 101,4 %.
В целях повышения эффективности и надежности работы жилищно-коммунального хозяйства, предоставления услуг надлежащего качества и в востребованных объемах при одновременном снижении затрат на их оказание в области разработан региональный комплекс мероприятий по реализации Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы.
За 9 месяцев 2020 г. экономия затрат на оказание населению жилищно-коммунальных услуг составила 6,838 млн. рублей, или 108,6 % от задания, доведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 9 месяцев 2020 г. (6,39 млн. рублей).
За январь-сентябрь 2020 г. снижение уровня затрат в сопоставимых условиях к соответствующему периоду 2019 года по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению составило 5,2 % при задании на год 5 %.
За 9 месяцев введено 291,9 тыс. кв. метров общей площади жилых домов после капитального ремонта, или 100,3 % к плану.
Задание по замене лифтов за 9 месяцев 2020 г. выполнено на 87,8 % (158 лифтов при плане 180) по причине его невыполнения в г. Бобруйске. Обеспеченность потребителей водой питьевого (нормативного) качества составила 90,6 % при задании 90,4 %.
Собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, оказанные физическим и юридическим лицам, за январь-сентябрь 2020 г. составила 100,4 % при задании 90 %.
По итогам работы за 9 месяцев 2020 г. выполнен целевой показатель по уменьшению письменных претензий на качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг к предыдущему году – при задании по снижению на 1,5 % количество претензий уменьшено на 3,8 %.
За январь-сентябрь 2020 г. заработная плата по предприятиям системы жилищно-коммунального хозяйства составила 805,7 рубля, или 100,2 % к заданию.
Торговля.
За январь-сентябрь 2020 г. объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации в целом по области составил 3 347,2 млн. рублей, или 101,4 % в сопоставимых ценах к январю-сентябрю 2019 г. (задание – 103,5 %), в т.ч. организаций торговли официально учитываемой сети – 102,8 %.
В январе-сентябре 2020 г. розничный товарооборот на 91,3 % формировался организациями торговли и на 8,7 % – индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
Темп роста товарооборота непродовольственной группы товаров составил 102,3 %, продовольственной – 103,1 %, удельный вес непродовольственных товаров в товарообороте торговых организаций области составил 41,4 % и снизился на 1 п.п. к аналогичному периоду 2019 года.
Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот области в январе-сентябре 2020 г. составил 2,2 млрд. долларов и снизился на 406,8 млн. долларов или на 15,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Экспорт товаров составил 1,4 млрд. долларов, или 89,8 % к январю-сентябрю 2019 г. (снижение на 160,5 млн. долларов). Импорт товаров составил 0,7 млрд. долларов, или 76,1 %.
Сальдо внешней торговли сформировалось положительное в размере 629,2 млн. долларов и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 85,7 млн. долларов.
В январе-сентябре 2020 г. экспортные поставки осуществлялись в 73 страны мира.
Распределение между тремя сегментами рынков долей экспорта в объеме экспорта организаций области (без учета республиканских) сложилось следующим образом:
доля стран ЕАЭС – 65,3 % (в январе-сентябре 2019 г. – 68,7 %);
страны ЕС – 20,2 % (20,1 %);
страны «дальней дуги» и иные страны – 14,5 % (11,3 %).
Экспорт в страны ЕАЭС сократился на 9,6 %, или на 61,2 млн. долларов (стоимостной объем составил 578,3 млн. долларов), в страны ЕС – на 4,1 %, или на 7,8 млн. долларов (179,2 млн. долларов). В то же время на рынки стран «дальней дуги» и иных стран экспорт увеличился на 22,5 %, или на 23,7 млн. долларов (128,8 млн. долларов), в том числе в КНР в 1,5 раза или на 7,5 млн. долларов (21,8 млн. долларов).
В наибольшей степени экспорт сократился в Россию – на 11 %, или на 69 млн. долларов (561 млн. долларов). Доля России в экспорте области сократилась с 67,6 % до 63,3 %.
Основу экспорта на российский рынок составили плиты ДСП, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, мебель прочая и ее части, сыры и творог, вагоны грузовые железнодорожные, тара пластмассовая, пахта, йогурт, кефир.
Несмотря на общее снижение объемов экспорта в страны ЕС, удалось нарастить экспорт в 13 стран Евросоюза на 15 млн. долларов, в том числе в Польшу – на 5,1 млн. долларов, Литву – на 3,8 млн. долларов, Данию – на 2,7 млн. долларов, Словакию – на 1,3 млн. долларов, Бельгию – на 0,7 млн. долларов.
По сравнению с январем-сентябрем 2019 г. товары дополнительно экспортировались на рынки 10 стран: Гватемалы, Зимбабве, Ирландии, Ирана, Катара, Мальты, Омана, Пакистана, Тайваня, Туниса.
Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительным в размере 367,3 млн. долларов и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 92,4 млн. долларов.
Инвестиционная деятельность. В январе-сентябре 2020 г. на развитие экономики и социальной сферы области за счет всех источников финансирования использовано 1 404,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 92,1 % к январю-сентябрю 2019 г.
При этом организациями, подчиненными республиканским органам государственного управления, использовано инвестиций в основной капитал в сумме 375,2 млн. рублей, или 92,2 % к январю-сентябрю 2019 г.; организациями, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам, – 493,9 млн. рублей, или 111,6 %, а организациями, не имеющими ведомственной подчиненности – 505,1 млн. рублей, или 79,4 %.
Основными источниками финансирования инвестиций являлись собственные средства организаций (576,7 млн. рублей, или 41,1 % в общем объеме инвестиций), кредиты банков – 196,1 млн. рублей (14 %), иностранные инвестиции (без кредитов (займов) иностранных банков) – 96,2 млн. рублей (6,8 %) и средства населения – 178,0 млн. рублей (12,7 %). Средства консолидированного бюджета составили 228,9 млн. рублей (16,3 %).
Инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников составили 102,5 млн. рублей.
За 9 месяцев 2020 г. объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) по области составил 85,8 млн. долларов (при задании на январь-сентябрь – 70 млн. долларов).
За период действия Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» по состоянию на 1 октября 2020 г. облисполкомом либо с его участием заключено 305 инвестиционных договоров на сумму 2 642,5 млн. рублей, предусматривающих создание не менее 8 294 рабочих мест, в том числе за январь-сентябрь 2020 г. заключено 9 инвестиционных договоров с заявленным объемом инвестиций 19,2 млн. рублей, предусматривающих создание не менее 183 рабочих мест.
По состоянию на 1 октября 2020 г. всего на выполнение проектов в рамках инвестиционных договоров направлено 2 710,8 млн. рублей инвестиций, создано 10 853 рабочих места. В настоящее время в стадии реализации находятся 46 инвестиционных проектов, на выполнение которых уже направлено 1 719,6 млн. рублей (133,7 % к заявленному объему), создано 2 880 рабочих мест (при 3 529 заявленных).
За период действия Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 реализовано 170 инвестиционных проектов, по которым освоено 981,8 млн. рублей, что на 36,8 % больше первоначально заявленного объема инвестиций, при этом создано 7 937 рабочих мест.
Финансовая деятельность. По итогам работы в январе-сентябре 2020 г. организациями области получен чистый убыток в сумме 101,9 млн. рублей (за январь-сентябрь 2019 г. – чистая прибыль в сумме 387,5 млн. рублей), что обусловлено убыточной деятельностью пяти организаций республиканской формы собственности: ОАО «Белшина» (180,7 млн. рублей), РПУП «Завод газетной бумаги» (67,8 млн. рублей), ОАО «Кричевцементношифер» (66,8 млн. рублей), транспортным РУП «Могилевское отделение БЖД» (29,1 млн. рублей) и ОАО «Белорусский цементный завод» (28,3 млн. рублей). Вместе с тем текущая деятельность предприятий области была прибыльной. С прибылью от текущей деятельности, а также с прибылью от реализации продукции сработали предприятия и республиканской, и местной, и без ведомственной подчиненности. Размер прибыли от текущей деятельности за январь-сентябрь 2020 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2019 года в 1,5 раза (в ее составе прибыль от реализации продукции предприятий области увеличилась еще более значительно – в 1,6 раза). Убыток от инвестиционной и финансовой деятельности составил 591,3 млн. рублей, сменив имевшую место прибыль от данных видов деятельности по итогам января-сентября 2019 г. в сумме 45,8 млн. рублей. Значительное увеличение убытка от инвестиционной и финансовой деятельности обусловлено его существенным ростом у таких предприятий республиканской формы собственности, как ОАО «Белшина», РПУП «Завод газетной бумаги», ПРУП «Могилевоблгаз», ОАО «Кричевцементношифер», транспортное РУП «Могилевское отделение БЖД», а также у ИООО «ВМГ ИНДУСТРИ». В структуре убытка от инвестиционной и финансовой деятельности 66,5 % приходится на предприятия республиканской подчиненности, 27,7 % – без ведомственной подчиненности и 5,8 % – местной подчиненности.
В январе-сентябре 2020 г. в целом по области отмечается рост как рентабельности продаж, так и рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг – соответственно 5,1 % (за январь-сентябрь 2019 г. – 3,5 %) и 6,1 % (4 %).
В целом по области выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 12,7 млрд. рублей, или 107,2 % к уровню соответствующего периода 2019 года.
Выше среднеобластного уровня темп роста выручки от реализации сложился в 16 районах (Бобруйском, Кировском, Кричевском, Быховском, Глусском, Дрибинском, Краснопольском, Горецком, Могилевском, Чаусском, Кличевском, Костюковичском, Белыничском, Климовичском, Мстиславском и Круглянском).
Предпринимательская деятельность. В январе-сентябре 2020 г. субъектами малого и среднего предпринимательства сформировано 40,6 % поступлений в бюджет (в январе-сентябре 2019 г. – 36,3 %).
По состоянию на 1 октября 2020 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 33 316 единиц (101,9 % к аналогичной дате 2019 г.), в том числе микро-, малых и средних организаций – 7 602 (91,8 %), индивидуальных предпринимателей – 25 714 (105,3 %).
По отношению к уровню на 1 октября 2019 г. количество микро-, малых и средних организаций уменьшилось во всех регионах области, за исключением Глусского, Краснопольского и Славгородского районов; количество индивидуальных предпринимателей – увеличилось во всех регионах области.
В январе-сентябре 2020 г. в области зарегистрировано 400 коммерческих организаций (в январе-сентябре 2019 г. – 485) и 2 490 индивидуальных предпринимателей (в январе-сентябре 2019 г. – 2 919). Наибольшее количество коммерческих организаций создано в Могилевском (41), Осиповичском (16), Бобруйском (15), Чаусском (10) районах, городах Могилеве (175) и Бобруйске (73). В Краснопольском районе создана лишь 1 новая коммерческая организация, в Кировском, Кличевском, Хотимском и Чериковском районах зарегистрировано по 2 новые организации.
Заработная плата и занятость населения. По итогам работы за январь-сентябрь 2020 г. среднемесячная заработная плата по области составила 994,6 рубля, в сентябре – 1036,6 рубля. Темп ее роста к соответствующим периодам 2019 года составил 112,7 % и 111,1 %.
Темп роста реальной заработной платы по области в январе-сентябре 2020 г. к соответствующему периоду 2019 года составил 107,1 %, в сентябре – 104,7 %.
Задание по росту заработной платы, установленное решением облисполкома на основании Комплексных планов социально-экономического развития регионов на 2020 год, в целом по области за январь-сентябрь 2020 г. выполнено на 101 %, за сентябрь – на 98,9 %.
Не обеспечили его выполнение 6 регионов области: Хотимский – 81,3 %, Славгородский – 83,5 %, Круглянский – 83,9 %, Бобруйский – 90,8 %, Шкловский – 97,7 % районы и г. Бобруйск – 98,3 %.
За январь-сентябрь 2020 г. заработная плата менее 500 рублей сложилась в 7 организациях (за январь-август – в 9 организациях). В их числе: 4 (57,1 %) – сельскохозяйственные организации, по 1 (14,3 %) – промышленная, строительная и транспортная.
В анализируемом периоде организации с уровнем заработной платы менее 500 рублей имелись в 6 регионах: Костюковичском – 2 организации, Дрибинском, Климовичском, Шкловском районах, г. Могилеве и г. Бобруйске – по 1.
Коэффициент соотношения темпов роста выручки от реализации продукции на 1 работника и темпов роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы за январь-август 2020 г. составил 0,994.
Просроченную задолженность по выплате заработной платы в истекшем периоде 2020 года допустили 22 организации из 12 регионов области, что на 57 % ниже к аналогичному периоду 2019 года (51 организация).
В январе-сентябре 2020 г. в целом по области обеспечено выполнение квартальных прогнозных показателей в сфере содействия занятости населения, определенных протоколом Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2019 г. № 25.
За 9 месяцев 2020 г. оказано содействие в трудоустройстве 14 тыс. гражданам, в том числе 6,8 тыс. безработным. Удельный вес трудоустроенных граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, составил 70,5 % (при прогнозном показателе на январь-сентябрь 2020 г. 60 %), удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости, – 62,3 % (при прогнозном показателе 50 %).
В результате реализации в январе-сентябре 2020 г. мероприятий по обеспечению занятости населения уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 октября 2020 г. сохранился на уровне начала текущего года и составил 0,3 % (при прогнозном показателе на январь-сентябрь 2020 г. не более 1 %).
Комитет экономики облисполкома