Заглянуть в будущее и предсказать развитие деловой сферы пытаются не только астрологи и футурологи. Многие кадровые агентства стремятся спрогнозировать, какие специалисты будут востребованы в ближайшие 10–15 лет. Изучая тенденции развития общества, они выделяют следующие профессии будущего:
• Логисты — специалисты по организации транспортировки грузов;
• Экологи — специалисты по защите окружающей среды;
• Нанотехнологи — специалисты по микротехнологиям;
• Специалисты различных сервисных служб
Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств на сегодняшний день:
1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.
2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.
3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.
4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.
5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать.
Как правильно выбрать профессию?
Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.
Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?
Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения полученные от родителей, друзей и т.д.
Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.
Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.
Есть несколько классификация профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:
Ч – Ч – труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. В процессе труда люди взаимодействуют между собой (учитель, врач, продавец).
Требования к профессиям Ч – Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях, терпение.
Ч – Т – предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Ч – П – деятельность человека связана с природой, человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами (микробиолог, цветовод, ветеринар…).
Ч – З – объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики… (экономист, секретарь-референт, бухгалтер…)
Ч – Х – труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актерской деятельностью (музыкант, артист, журналист, художник…)
Условия выбора профессии
Хочу Могу Надо
Сфера «хочу» — интересы, стремления.
Сфера «могу» — способности, особенности характера.
Сфера «надо» — условия рынка труда, потребность в специалистах.
Итак, при выборе профессии нужно:
— знать как можно больше профессий;
— определиться в своих интересах;
— знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
— иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
— иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;
— оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;
— знать региональную структуру потребности в кадрах.
Возможные затруднения при выборе профессии:
— слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом профессий;
— неумение оценить свои возможности;
— отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;
— отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.
Если у вас есть трудности в выборе профессии, можете предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению:
— Познакомиться со справочником «Поступающих в ВУЗы»;
— Получить индивидуальную консультацию у психолога;
— В процессе индивидуальной профконсультации оценить интересы, склонности и т.д.
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
— Выбор профессии «за компанию».
— Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
— Увлечение только внешней стороной профессии.
— Перенос отношения к человеку — представителю данной профессии на саму профессию.
Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. (Если вам интересна литература, то следует подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и учитель литературы, библиотекарь, литературовед и т. д.).
Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы
Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.
Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.
Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.
Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.
Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.
География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешне-экономическая деятельность. Научная работа и преподавание.
История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.
Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.
Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.
Хореография. Исполнители. Преподаватели.
Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.
Классификация профессий
Человек – человек
Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.
Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.
Человек — техника
Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер-строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.
Человек — природа
Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.
Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
Человек — знаковая система
Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.
Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.
Человек – художественный образ
Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.
Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.
Требования профессии к человеку
Профессии типа «человек – техника»
Нужна высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.
Профессии типа «человек – человек».
Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.
Важные качества:
устойчивое, хорошее настроение в процессе с людьми;
потребность в общении;
способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения людей;
умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;
умение находить общий язык с разными людьми;
терпение;
хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области.
Профессии типа «человек – природа».
любовь к природе;
дальновидность, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда;
инициатива;
самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;
творческое мышление.
Профессии типа «человек – знаковая система».
хорошо развито абстрактное мышление;
воссоздающее воображение;
сосредоточенность;
устойчивость внимания;
усидчивость.
Профессии типа «человек – художественный образ»
наличие способности к искусствам;
творческое воображение;
образное мышление;
трудолюбие.