Профессии будущего

Заглянуть в будущее и предсказать развитие деловой сферы пытаются не только астрологи и футурологи. Многие кадровые агентства стремятся спрогнозировать, какие специалисты будут востребованы в ближайшие 10–15 лет. Изучая тенденции развития общества, они выделяют следующие профессии будущего:
• Логисты — специалисты по организации транспортировки грузов;
• Экологи — специалисты по защите окружающей среды;
• Нанотехнологи — специалисты по микротехнологиям;
• Специалисты различных сервисных служб

Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств на сегодняшний день:

1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.

2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.

3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.

4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.

5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать.

Как правильно выбрать профессию?

Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.

Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.

Есть несколько классификация профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:

Ч – Ч – труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. В процессе труда люди взаимодействуют между собой (учитель, врач, продавец).

Требования к профессиям Ч – Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях, терпение.

Ч – Т – предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.

Ч – П – деятельность человека связана с природой, человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами (микробиолог, цветовод, ветеринар…).

Ч – З – объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики… (экономист, секретарь-референт, бухгалтер…)

Ч – Х – труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актерской деятельностью (музыкант, артист, журналист, художник…)

Условия выбора профессии

Хочу        Могу         Надо

Сфера «хочу» — интересы, стремления.

Сфера «могу» — способности, особенности характера.

Сфера «надо» — условия рынка труда, потребность в специалистах.

Итак, при выборе профессии нужно:

— знать как можно больше профессий;

— определиться в своих интересах;

— знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

— иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

— иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;

— оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;

— знать региональную структуру потребности в кадрах.

Возможные затруднения при выборе профессии:

— слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом профессий;

— неумение оценить свои возможности;

— отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;

— отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.

Если у вас есть трудности в выборе профессии, можете предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению:

— Познакомиться со справочником «Поступающих в ВУЗы»;

— Получить индивидуальную консультацию у психолога;

— В процессе индивидуальной профконсультации оценить интересы, склонности и т.д.

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

— Выбор профессии «за компанию».

— Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

— Увлечение только внешней стороной профессии.

— Перенос отношения к человеку — представителю данной профессии на саму профессию.

Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. (Если вам интересна литература, то следует подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и учитель литературы, библиотекарь, литературовед и т. д.).

Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.

Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы

Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.

Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.

Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.

Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.

Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.

География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешне-экономическая деятельность. Научная работа и преподавание.

История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.

Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.

Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.

Хореография. Исполнители. Преподаватели.

Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.

Классификация профессий

Человек – человек

Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.

Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.

Человек — техника

Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.

Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер-строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.

Человек — природа

Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.

Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

Человек — знаковая система

Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.

Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.

Человек – художественный образ

Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.

Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.

Требования профессии к человеку

Профессии типа «человек – техника»

Нужна высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

Профессии типа «человек – человек».

Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

Важные качества:

устойчивое, хорошее настроение в процессе с людьми;

потребность в общении;

способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения людей;

умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;

хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;

умение находить общий язык с разными людьми;

терпение;

хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области.

Профессии типа «человек – природа».

любовь к природе;

дальновидность, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда;

инициатива;

самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;

творческое мышление.

Профессии типа «человек – знаковая система».

хорошо развито абстрактное мышление;

воссоздающее воображение;

сосредоточенность;

устойчивость внимания;

усидчивость.

Профессии типа «человек – художественный образ»

наличие способности к искусствам;

творческое воображение;

образное мышление;

трудолюбие.

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь свои интересы, склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1. Обсуждайте вместе с родителями возможные «за» и «против» выбранной вами профессии.
2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
3. Учитывайте в выборе будущей профессии свои личностные качества, которые необходимы в данной специальности.
4. Если возникают разногласия в выборе профессии, используете возможность посоветоваться со специалистами-профконсультантами.
5. Не давите на родителей в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
6. Обращайтесь за помощью и поддержкой к родителям и учителям. Если у вас есть терпение и желание, тогда мечта сбудется.
7. Если вы ошиблись в выборе профессии, не корите себя за это. Ошибку можно исправить.
8. Если вы рано увлеклись какой-то профессией, старайтесь поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Помните, несмотря на то, что взрослые стараются помочь молодому человеку в выборе своей будущей профессии, окончательное решение принимает он сам и в дальнейшем несет ответственность за свой выбор.
Желаем успехов!