Сторителлинг

 «Сторителлинг в образовании: от игры к творчеству»

 Сторителлинг (англ. story + telling – рассказывать историю), говоря простыми словами, это умение качественно, интересно, интригующе, понятно рассказывать истории в устном, текстовом или видеоформате.

 ТЕХНИКИ СТОРИТЕЛЛИНГА.

  1. Жили-были (или Путь героя)

Классическая и, пожалуй, самая эффективная техника, основы которой вы прошли еще в школе. Стандартная структура повествования:

°завязка; °развитие сюжета; °кульминация; °счастливый конец.

Эта техника создает очень хороший эффект погружения: читатель переживает приключения героя вместе с ним.

В каких случаях лучше использовать этот вариант:

  • Вовлечение аудитории, которая начинает ассоциировать себя с вашим героем.
  • Передача полезного опыта.
  • Мотивация к совершению определенных действий, которые приведут читателя к такому же счастливому финалу.
  1. Альтернативная история

В ней вы противопоставляете две реальности: хорошую и плохую, желаемую и действительную, и подводите читателя к выбору нужного вам варианта. В конце автор может представить рецепт достижения этой лучшей реальности.

В каких случаях лучше использовать этот вариант:

  • Привлечение читателей на свою сторону.
  • Создание чувства надежды на лучшее.
  1. В омут с головой

Вы начинаете с жаркой середины истории, опуская ее завязку. Это позволяет быстро увлечь внимание читателя. Ему захочется узнать, что привело к кульминации и чем же все-таки закончится история. Важно не раскрывать все карты до самого конца, чтобы удерживать внимание.

В каких случаях лучше использовать этот вариант:

  • Вам нужно четко сосредоточить внимание аудитории на определенном моменте, с которого и начинается история.
  • Вам нужно быстро захватить внимание незнакомой аудитории.
  1. Шоковый сценарий

История начинается, как классическая, с легкой завязки, и ведёт к довольно предсказуемой концовке. Но тут случается что-то из ряда вон выходящее, переворачивающее весь сюжет. Это позволяет шокировать читателя/слушателя/зрителя и тем самым увлечь его. Разбивая ожидания человека, вы создаете очень сильную эмоциональную привязку к истории.

В каких случаях лучше использовать этот вариант:

  • Вам нужно рассказать об инновационном способе решения проблем.
  • Вам нужно рассказать о необычной трудности, с которой вы успешно справились.
  • Вам нужно разнообразить классический формат и удержать ускользающее внимание аудитории.
  1. Sad End

Данный формат по структуре полностью копирует классический, однако заканчивается далеко не так радужно. Напряжение в процессе повествования нарастает, и в кульминации случается некое драматическое событие. Тем не менее, концовка истории должна давать надежду или показывать определенные выводы, которые помогут избежать печального исхода.

В каких случаях лучше использовать этот вариант:

  • Вам нужно рассказать о негативном опыте, из которого вы извлекли определенные уроки.
  • Вам нужно вызвать сочувствие у людей.
  • Вам нужно повлиять на людей при помощи финала.
  1. Все дороги ведут в Рим

Этот формат предполагает объединение нескольких историй вокруг какой-то центральной концепции. Истории могут быть полностью независимыми или как-то пересекаться друг с другом, но они в любом случае объединены одним посылом. Вы как бы приводите множество доказательств в пользу главной идеи, в результате чего история выглядит очень убедительно.

В каких случаях лучше использовать этот вариант:

  • Вам нужно продемонстрировать, как связаны различные явления с вашим главным месседжем.
  • С помощью такого формата вы можете предложить человеку стать частью сообщества, которое разделяет определенную ценность.
  • Множество объединенных историй повышают убедительность рассказа

СПОСОБЫ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК

  1. Был такой – стал другой

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Описываем каким он был в начале сказки и каким стал в конце.
  • Что могло произойти, что повлияло на произошедшие изменения.
  • Придумываем сказку
  1. Круги по воде

Последовательность работы:

  • Выбираем слово из 5-6 букв без Й, Ъ, Ь, Ы.
  • Пишем рядом с каждой буквой существительное, которое на нее начинается.
  • Придумываем сказку с использованием этих слов.
  • Можно составить из слов предложение, которое станет началом, серединой или концом истории.
  1. Бином фантазии

Последовательность работы:

  • Выбираем 2 слова. Желательно, чтобы одно слово сказал один человек, второе – другой. Можно взять слова наугад, методом «тыка» в книжку. Одно слово – одушевленное существительное, второе — неодушевленное.
  • С помощью предлогов, записываем различные словосочетания.
  • Придумываем сказку на основе сочетания, давшего идею.
  1. Новый объект

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомую сказку.
  • Вставляем нового героя или предмет.
  • Придумываем сказку с новыми объектами.
  1. Анализ образа

Последовательность работы:

  • Вспоминаем героя сказки.
  • Выделяем 3 характерных элемента для этого героя.
  • Применяем к ним новые значения.
  • Придумываем сказку с обновленным героем.
  1. Что было бы если…

Последовательность работы:

  • Предлагаем «фантастическую гипотезу»: что было бы если… слоны умели летать? мама каждый день покупала торт? ни печка, ни яблонька, ни речка в сказке «Гуси-лебеди» не умели говорить?
  • Отвечаем на предположение. А это уже сюжет сказки.
  1. Сказка переехала

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем место и время происходящего.
  • Выбираем одну из сказок и переселяем ее героя в другое время и место.
  • Описываем что с ним происходит.
  1. Сказка «наизнанку»

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем признаки героев.
  • Меняем признаки на противоположные
  • Придумываем сказку с новыми героями
  1. Сказка про прошлое или будущее героя.

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Выбираем его главное свойство.
  • Описываем внешний вид и свойства героя.
  • Описываем место обитания или место действия героя.
  • Заглядываем в прошлое героя, чтобы понять причины почему он стал таким.

Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону.

  • Придумываем название сказки.
  1. Сказка во время прогулки

Последовательность работы:

  • Решаем куда пойти. «Одеваем волшебные очки», чтобы лучше видеть.
  • Во время прогулки мысленно собираем 5 заинтересовавших предмета.
  • Делаем описания и/или зарисовки этих предметов.
  • Придумываем сказку, включая эти объекты.
  1. История, рассказанная предметами

Последовательность работы:

  • Выбираем кусочек предметной реальности без присутствия человека.
  • Наделяем объекты человеческими чертами.
  • Что-то происходит, появляется.
  • Оценка события каждым из предметов этого места.
  • По-возможности, делаем вывод из этой истории, определяем мораль.
  1. Карточки

Последовательность работы:

  • Выкладываем кучу карточек с картинками и выбираем 5-8 штук.
  • Раскладываем их в случайном порядке.
  • Соединяем их с помощью предлогов и находим интересные словосочетания.
  • Придумываем сказку

Сказка должна иметь определенный ПЛАН:

  1. Начало истории, вступление, зачин (где? кто? когда?)
  2. Основная часть. Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
  • Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  1. Итог, концовка, желательно счастливое.

 

 

            Пусть в вашей жизни все складывается как В СКАЗКЕ:

легко, позитивно, волшебно!