«Сторителлинг в образовании: от игры к творчеству»
Сторителлинг (англ. story + telling – рассказывать историю), говоря простыми словами, это умение качественно, интересно, интригующе, понятно рассказывать истории в устном, текстовом или видеоформате.
ТЕХНИКИ СТОРИТЕЛЛИНГА.
- Жили-были (или Путь героя)
Классическая и, пожалуй, самая эффективная техника, основы которой вы прошли еще в школе. Стандартная структура повествования:
°завязка; °развитие сюжета; °кульминация; °счастливый конец.
Эта техника создает очень хороший эффект погружения: читатель переживает приключения героя вместе с ним.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вовлечение аудитории, которая начинает ассоциировать себя с вашим героем.
- Передача полезного опыта.
- Мотивация к совершению определенных действий, которые приведут читателя к такому же счастливому финалу.
- Альтернативная история
В ней вы противопоставляете две реальности: хорошую и плохую, желаемую и действительную, и подводите читателя к выбору нужного вам варианта. В конце автор может представить рецепт достижения этой лучшей реальности.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Привлечение читателей на свою сторону.
- Создание чувства надежды на лучшее.
- В омут с головой
Вы начинаете с жаркой середины истории, опуская ее завязку. Это позволяет быстро увлечь внимание читателя. Ему захочется узнать, что привело к кульминации и чем же все-таки закончится история. Важно не раскрывать все карты до самого конца, чтобы удерживать внимание.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно четко сосредоточить внимание аудитории на определенном моменте, с которого и начинается история.
- Вам нужно быстро захватить внимание незнакомой аудитории.
- Шоковый сценарий
История начинается, как классическая, с легкой завязки, и ведёт к довольно предсказуемой концовке. Но тут случается что-то из ряда вон выходящее, переворачивающее весь сюжет. Это позволяет шокировать читателя/слушателя/зрителя и тем самым увлечь его. Разбивая ожидания человека, вы создаете очень сильную эмоциональную привязку к истории.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно рассказать об инновационном способе решения проблем.
- Вам нужно рассказать о необычной трудности, с которой вы успешно справились.
- Вам нужно разнообразить классический формат и удержать ускользающее внимание аудитории.
- Sad End
Данный формат по структуре полностью копирует классический, однако заканчивается далеко не так радужно. Напряжение в процессе повествования нарастает, и в кульминации случается некое драматическое событие. Тем не менее, концовка истории должна давать надежду или показывать определенные выводы, которые помогут избежать печального исхода.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно рассказать о негативном опыте, из которого вы извлекли определенные уроки.
- Вам нужно вызвать сочувствие у людей.
- Вам нужно повлиять на людей при помощи финала.
- Все дороги ведут в Рим
Этот формат предполагает объединение нескольких историй вокруг какой-то центральной концепции. Истории могут быть полностью независимыми или как-то пересекаться друг с другом, но они в любом случае объединены одним посылом. Вы как бы приводите множество доказательств в пользу главной идеи, в результате чего история выглядит очень убедительно.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно продемонстрировать, как связаны различные явления с вашим главным месседжем.
- С помощью такого формата вы можете предложить человеку стать частью сообщества, которое разделяет определенную ценность.
- Множество объединенных историй повышают убедительность рассказа
СПОСОБЫ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
- Был такой – стал другой
Последовательность работы:
- Выбираем героя.
- Описываем каким он был в начале сказки и каким стал в конце.
- Что могло произойти, что повлияло на произошедшие изменения.
- Придумываем сказку
- Круги по воде
Последовательность работы:
- Выбираем слово из 5-6 букв без Й, Ъ, Ь, Ы.
- Пишем рядом с каждой буквой существительное, которое на нее начинается.
- Придумываем сказку с использованием этих слов.
- Можно составить из слов предложение, которое станет началом, серединой или концом истории.
- Бином фантазии
Последовательность работы:
- Выбираем 2 слова. Желательно, чтобы одно слово сказал один человек, второе – другой. Можно взять слова наугад, методом «тыка» в книжку. Одно слово – одушевленное существительное, второе — неодушевленное.
- С помощью предлогов, записываем различные словосочетания.
- Придумываем сказку на основе сочетания, давшего идею.
- Новый объект
Последовательность работы:
- Вспоминаем знакомую сказку.
- Вставляем нового героя или предмет.
- Придумываем сказку с новыми объектами.
- Анализ образа
Последовательность работы:
- Вспоминаем героя сказки.
- Выделяем 3 характерных элемента для этого героя.
- Применяем к ним новые значения.
- Придумываем сказку с обновленным героем.
- Что было бы если…
Последовательность работы:
- Предлагаем «фантастическую гипотезу»: что было бы если… слоны умели летать? мама каждый день покупала торт? ни печка, ни яблонька, ни речка в сказке «Гуси-лебеди» не умели говорить?
- Отвечаем на предположение. А это уже сюжет сказки.
- Сказка переехала
Последовательность работы:
- Вспоминаем знакомые сказки.
- Называем место и время происходящего.
- Выбираем одну из сказок и переселяем ее героя в другое время и место.
- Описываем что с ним происходит.
- Сказка «наизнанку»
Последовательность работы:
- Вспоминаем знакомые сказки.
- Называем признаки героев.
- Меняем признаки на противоположные
- Придумываем сказку с новыми героями
- Сказка про прошлое или будущее героя.
Последовательность работы:
- Выбираем героя.
- Выбираем его главное свойство.
- Описываем внешний вид и свойства героя.
- Описываем место обитания или место действия героя.
- Заглядываем в прошлое героя, чтобы понять причины почему он стал таким.
Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону.
- Придумываем название сказки.
- Сказка во время прогулки
Последовательность работы:
- Решаем куда пойти. «Одеваем волшебные очки», чтобы лучше видеть.
- Во время прогулки мысленно собираем 5 заинтересовавших предмета.
- Делаем описания и/или зарисовки этих предметов.
- Придумываем сказку, включая эти объекты.
- История, рассказанная предметами
Последовательность работы:
- Выбираем кусочек предметной реальности без присутствия человека.
- Наделяем объекты человеческими чертами.
- Что-то происходит, появляется.
- Оценка события каждым из предметов этого места.
- По-возможности, делаем вывод из этой истории, определяем мораль.
- Карточки
Последовательность работы:
- Выкладываем кучу карточек с картинками и выбираем 5-8 штук.
- Раскладываем их в случайном порядке.
- Соединяем их с помощью предлогов и находим интересные словосочетания.
- Придумываем сказку
Сказка должна иметь определенный ПЛАН:
- Начало истории, вступление, зачин (где? кто? когда?)
- Основная часть. Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
- Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
- Итог, концовка, желательно счастливое.
Пусть в вашей жизни все складывается как В СКАЗКЕ:
легко, позитивно, волшебно!